Художница Оксана Мась определяет тренды украинского искусства
Ей аплодирует Европа.
В августе 2012-го художница Оксана Мась поражает независимых критиков на кинофестивале в Локарно и получает престижную награду "Золотой кувшин" за свою аудио-визуальную инсталляцию "Феномен епидермизма". За 12 лет существования награду впервые отдают художнику из Украины.
"Оксана Мась - довольно молодой художник. В ее столь молодом возрасте поражает многообразие техник, которые она использует. Это не только живопись, это много других различных средств. Мы видим и современность, и игру с пространством, и монументализм", - галерист Арминия Сциолли.
Работа художницы над проектом растянулась на долгих 8 лет. В 2004-м Оксана Мась начинает исследовать тему духовной и телесной жизни, борьбу между душой и материальными ценностями. Философские размышления выливаются в причудливое сочетание колес от машин с латексными копиями частей тела человека - пальцев, ушей, носов. Через несколько лет женщина прибавляет к установке видеоряд, а затем специально приглашенные музыканты разрабатывают к ней уникальное музыкальное сопровождение.
"Получается так: ты слышишь, потом начинает работать твоя душа и твоя кожа, то есть материальная часть тебя реагирует. Но это не реакция на холод - это реакция из души", - художница Оксана Мась.
Желание высказаться, показать свою точку зрения у Оксаны Мась с детства. Девушка пробует себя во всех возможных творческих сферах.
"Это была волчок с мотором, потому что она делала все: она делала стенгазеты, она пела в хоре, она танцевала, она играла", - арт-критик Олексий Рогодченко.
"Лучшее, что может произойти с человеком на земле, - это то, что он может стать художником", - художница Оксана Мась.
Желание поиска себя Оксана Мась несет через всю жизнь, смело эксперементируют с формами.
"Оксана всегда представляет нам очень неожиданные объекты. С одной стороны, это прекрасная живопись, которая может быть очень уютной, семейной. Вместе с тем у нее есть очень прогрессивные объекты, которые идут впереди времени на много лет", - и.о. генерального директора Национального художественного музея Украины Татьяна Миронова.
"Современный арт-вижн позволяет делать все, чтобы это было сделано здесь и сейчас", - арт-критик Алексей Рогодченко.
Каждая из ее работ - наполнена глубоким философским смыслом, у нее есть историческая и социальная составляющая. Одной из таких становится копия Гентского алтаря - шедевра эпохи Возрождения. Создает его художница с помощью почти 13 тысяч буковых яиц. Каждое из них художники из 50-ти стран мира расписывают изображениями... собственных грехов. Фрагменты проекта показывают на Венецианском Биеннале и в Софии Киевской.
"Сказали бы мне 3 года назад, что я буду делать Гентский алтарь из яиц, - я бы не поверила. Ты рискуешь - а это самое главное. Ведь ты шлифуешь свою душу, шлифуешь себя своими же работами", - художница Оксана Мась
Несмотря на мировое признание, провокационный подход Мась часто вызывает непонимание. Правда, по мнению автора, такая судьба чуть ли не у всех произведений современного искусства. Признанные критики называют художницу украинским брендом, а работы отбирают в коллекции современного искусства солидных государственных музеев.
"Оксана на сегодняшний день, пожалуй, задает тон всем украинским художникам", - и.о. гендиректора Национального художественного музея Украины Татьяна Миронова.
"Это новое слово в современном изобразительном искусстве", - арт-критик Алексей Рогодченко.
Картинами и инсталляциями Оксаны Мась украшают банковские и дипломатические учреждения, ее приглашают как почетную гостью на международные арт-форумы, а еще ждут: какой новый творческий пируэт в следующий раз исполнит безудержная фантазия этой женщины?