Исключение из правил: рентабельные госкорпорации

18 июля 2015, 09:00
Читати новину українською

Кабмин постепенно приводит в порядок систему управления крупнейшими госкомпаниями. Они вполне могли бы зарабатывать неплохие деньги для госбюджета. Но пока в основном деньги из госбюджета тянут.

На выходе мы должны увидеть рентабельную работу и минимум злоупотреблений доверенными активами. Как это примерно может выглядеть, можно уже сейчас посмотреть на примере немногочисленных рентабельных госкорпораций — аэропорта "Борисполь" и "Укрспирта".

Новые боссы для госкорпораций

Кабмин в середине июня обнародовал принятое в конце мая распоряжение (№ 600-р от 27 мая 2015 года), а в нем — список из 50 крупнейших госпредприятий и порядок определения претендентов на должности руководителей в них.

Впервые за долгие годы процедура назначения руководителя для таких госпредприятий выведена из-под опеки соответствующих профильных ведомств и передана специальным комитетам. Кабмин включил в те комитеты не только руководителей всех причастных ведомств (сегодня популярно круг таких заинтересованных лиц называть стейкхолдерами), но также и независимых негосударственных экспертов.

Можно долго спорить по поводу качества подобных кадровых процедур, но до сих пор такого внимания уровню корпоративного управления не уделялось. Кабмин распорядился, что отныне подобным образом будут подбирать претендентов на должность руководителя особо важных для экономики страны предприятий. Фильтр очень прост — чтобы предприятие признали особенно важным, стоимость его активов должна превышать 2 млрд грн или размер чистого дохода должен превышать 1,5 млрд грн в год. Для банка иной признак: в его уставном капитале доля государства должна быть более 75%.

Так мы скоро увидим, как Кабмин будет назначать руководителей крупных госпредприятий по новой процедуре, организовывать корпоративное управление, а также подачу ими отчетности и проведения в них аудита.

Нужны Success Story

В результате наблюдения за такой бурной деятельностью правительства возникает резонный вопрос — неужели от конкретных фигур во главе госкорпораций так много зависит? Неужели горы нормативных документов не способны направить госпредприятия по правильному пути? Взять тот же газ — ну, добыли, ну, отправили давным-давно известным потребителям, собрали оплату за потребленное топливо, показали прибыль, работаем дальше. Но почему-то не удается во многих случаях вот так просто взять и сработать прибыльно. Почему у государства требуют упомянутые выше 2% ВВП на поддержку штанов корпорациям.

Тем ценнее опыт немногочисленных прибыльных госкомпаний. Таких не так уж и много — проще приходится тем из госкорпораций, кому не навязывают сверху экономически неоправданную цену реализованных товаров и услуг, не заставляют к обслуживанию сознательно неплатежеспособных потребителей (от которых надувается кредиторская задолженность и валится рентабельность).

Есть и вполне объективные в нынешней ситуации негативные факторы: девальвация и сопутствующая ей инфляция, схлопывание ряда традиционных рынков (по политическим причинам сложнее стало работать с РФ), аннексия Крыма, а также территорий в Донецкой и Луганской областях.

У "Борисполя" вышло

Взять тот же международный аэропорт "Борисполь" — и.о. гендиректора этого госпредприятия Евгений Дыхне (занимает должность с сентября 2014) заявил агентству "Интерфакс-Украина" в начале июля, что в первой половине текущего года падение пассажиропотока составило 15% по сравнению аналогичным периодом прошлого года. Крым, девальвационный шок, экономический спад — все это факторы, подавляющие авиаперевозки, но точно не повод опускать руки. Несмотря на них, введено несколько новых рейсов (какие-то из них — восстановлены), что, например, резко увеличило поток транзитных пассажиров — на 37%. Это хороший компенсатор тому падению внутриукраинских перевозок и снижению спроса со стороны отечественных пассажиров в связи с девальвацией, которые наблюдаются последние 10-12 месяцев.

Благодаря таким компенсаторам в первом полугодии 2015 года аэропорт обслужил 3,2 миллиона пассажиров, что на 70 тыс. больше, чем за тот же период 2014 года. Благодаря росту объемов перевозок, аэропорт смог выплатить в первом полугодии 2015 года кредиторам более 663 млн грн, что в 2,65 раза больше, чем за такой же период 2014 года. Заметим, что даже с учетом девальвации это все же больше, чем год назад.

Именно увеличение транзитных перевозок, оптимизация расходов, снижение долговой нагрузки помогли Евгению Дыхно впервые за последние три года вывести аэропорт на чистую прибыль — около 200 млн грн по итогам первого полугодия 2015 года. Тогда как за январь-июнь 2014 убыток предприятия составил 116,400 млн грн, а в первом полугодии 2013 года — 7,1 млн грн.

Подоходный "Укрспирт"

Госкорпорация "Укрспирт" в части набора негативных факторов столкнулась примерно с теми же трудностями: из-за аннексии Крыма и части районов на востоке Донецкой и Луганской областей выручка от реализации по итогам первого полугодия 2015 сократилась до 715,9 млн грн (без учета акцизов и НДС ) — на 12% по сравнению с первым полугодием 2014 года. На себестоимость жестко давят последствия девальвации — компания закупает значительные объемы природного газа, который используется в технологических процессах. И.о. гендиректора ГП "Укрспирт" Роман Иванюк с первых дней работы, с декабря 2014 года, начал искать новые рынки сбыта вместо временно утерянных. И они нашлись — подписан договор с Грузией на поставку 300 тыс. долл спирта, готовится ряд договоров на поставку спирта в Австрию, Латвию, Польшу и Туркменистан.

Несмотря на снижение выручки от реализации, налоговые отчисления (в основном, за счет акциза и НДС) выросли в первом полугодии до 118,5 млн грн, что на 19% больше, чем за тот же период 2014 года.

Чистая прибыль ГП "Укрспирт" до налогообложения составила в первом полугодии около 86 млн грн, тогда как за аналогичный период 2014 года — 49,15 млн грн, а в целом по итогам 2014 был получен огромный, как для такой компании, убыток — 532 млн грн. Как Роману Иванюку удалось вывести госкомпанию на рентабельную работу даже при некотором вынужденном снижении объемов продаж? И все достаточно очевидно — за счет ликвидации коррупционных дыр, а также наведения на предприятии порядка и выразительного учета.

В итоге за первое полугодие 2015 ГП "Укрспирт" сократил просроченную задолженность перед поставщиками сырья почти в шесть раз (суммарный объем закупок сырья за полугодие — около 225,8 млн грн, экономия на закупке — около 5%).

Ради снижения неоправданных расходов Роман Иванюк начал внедрение системы электронного и дистанционного учета готовой продукции, новой практики закупок сырья, энергоносителей и других ресурсов, а также управление кредиторской и дебиторской задолженностью.

Вместе к внедрению

В общем, если подытожить опыт двух таких разных предприятий, все равно приходим примерно к одному и тому же набору антикризисных мер, которые дают практически немедленный положительный эффект:

А) ликвидация финансовых потерь в результате коррумпированных закупок;

Б) управление дебиторской и кредиторской задолженностью;

В) жесткий учет реализованных услуг и продукции;

Г) постоянный поиск новых рынков сбыта и новых возможностей для получения дохода.

Д) снижение глубины закредитованности предприятия к экономически обоснованным уровням.