Итоги недели: Известные и неизвестные компании публикуют рейтинги партий

14 октября 2012, 20:01
Читати новину українською

Чуть ли не ежедневно социологические службы или компании, которые себя так называют, обнародуют рейтинги политических сил. Последние эти цифры часто сами и заказывают, потому что за 2 недели до голосования партиям крайне важно убедить своих избирателей, что они попадают в парламент.

Рейтинг в суд довел партию Наталии Королевской "Украина-Вперед".

Политическую силу не удовлетворил ее непроходимый процент, обнародованный фондом "Демократические инициативы" и Киевским международным институтом социологии.

Согласно исследованию, в парламент попадает 5 партий. "Украины-Вперед" с рейтингом около 2% в этом списке нет. Партия Королевской просит Фемиду запретить этим соцслужбам упоминать о ней, а уже обнародованную информацию опровергнуть, так как опроса якобы могло и не быть.

Мы хотели бы посмотреть на эти анкеты, побудить суд к аналитике этих анкет, посмотреть, какие методики социологического исследования были использованы, - говорит представитель партии "Украина-Вперед!" Александра Павленко.

В КМИС проверяют подлинность каждого опрошенного и хранят документы всех последних исследований. Тщательное соблюдение закона - условие членства института в Европейском обществе исследования общественного мнения и маркетинга, включая КМИС. Поэтому судом здесь не слишком беспокоятся. Юристы же вообще не видят перспективы иска к социологам.

Мнение социологов

Сами же социологи иск к себе называют обычным пиаром. Политическая сила, мол, пытается снизить негатив от снижения ее рейтинга и оправдать оптимистические данные своего штаба и дружеских компаний, которые называют себя соцслужбы.

"Есть рейтинги по исследованиям, которые проводились, но потом туда, как говорят, ручками что-то вносится, подправляется", - говорит генеральный директор Киевского международного института социологии Владимир Паниотто.

Одна из нескольких компаний, которые дают "Украине-Вперед!" проходной процент, - Институт исследований регионального развития. Цифры по всем политическим силам, по сравнению с показателями других соцслужб, практически идентичны. Существенно отличается только рейтинг Партии Королевской. Но манипуляции с данными в компании отрицают.

За деньги или нет, но рост рейтинга отдельные компании дают и "Нашей Украине" Виктора Ющенко. Это социологическая служба при академии наук Украины и агентство политического консалтинга "Перспектива". У последней нет даже собственного интернет-сайта.

Мы так сильно не светились в СМИ. Просто, я говорю, для наших заказчиков делали, - ответил ведущий аналитик агентства политического консалтинга "Перспектива" Александр Ляпкало.


Отличается рейтинг политических партий и у ведущих украинских социологов. Однако различия они объясняют разными методами опросов.

Одни подают цифры от количества вообще избирателей, а другие представляют цифры от тех, кто примет участие. Эти цифры не будут соответствовать действительности, потому что мы сейчас не сможем вам сказать, сколько людей точно придет на выборы, - поясняет ведущий эксперт Центра Разумкова Константин Дикань.

Правдивые социологические исследования, в зависимости от выборки и территории опроса, могут стоить заказчику в среднем от шести до 10 тысяч условных единиц. По словам политолога Владимира Фесенко, обнародование подправленных данных может стоить в два-три раза дороже.

На манипулирование рейтингами у политических партий осталось всего несколько дней - до 17 октября. Закон запрещает обнародование таких данных за 10 дней до выборов.