Итоги недели: Таможня вводит новые правила для импортеров
Изменение правил для импортеров на таможне стало катастрофой для поставщиков одежды, обуви, бытовой техники, стройматериалов - товары простаивают на границе минимум неделю.
Внезапное наведения порядка на таможне связывают с новой статьей расходов - новые социальные инициативы Президента.
"Стоимость завышена в разы. Повышение стоимости доходит до десятков раз", - говорит председатель рабочей группы Общественного совета при Южной таможне Галина Вдовина.
"Достаточно большое количество подошв, других комплектующих мы закупаем в той же Италии. Без этого производство не может работать. И в последнее время почему-то таможенные органы начали принуждать, выкручивая руки, наши предприятия завысить таможенную стоимость этих материалов, для того, чтобы платить больше в бюджет", - рассказал член Общественного совета при Гостаможне, руководитель Ассоциации "Укршкирпром" Александр Бородыня.
В Общественном совете при Гостаможне объясняют: действия таможни оправданы, ведь годы товары ввозились в Украину по заниженной таможенной стоимости, поэтому и средства текли в обход бюджета. Но подчеркивают, повышение требований должно касаться импорта готовых товаров и посредников. Повышать же таможенные пошлины на сырье, которое используют отечественные производители - ошибка.
Таможенный сбор вырос не для всех
Предприятию на базе Червоноградской чулочно-носочной фабрики, которое работает на импортном сырье, убедить таможенников удалось.
"Таможенный сбор нам не увеличили только потому, что мы постоянно ведем переписку с таможней. Доказали, что у нас стоимость соответствует цене производителя. Если бы речь шла, то - как минимум на 10%. Наш покупатель еще не такой состоятельный, что может купить дорогие носки или колготки, поэтому, конечно, это отразилось бы на цене", - говорит директор по производству фабрики "Дюна-Веста" Валентина Грушецкая.
Таможня успокоила - пострадает только теневой бизнес
В Гостаможне информацию об огромных очередях желающих растаможить товар называют выдумками и уверяют, от новых правил пострадают лишь теневики. И поборов, говорят, не устраивают - все в рамках закона.
"Отсутствуют любые очереди в тех масштабах, о которых идет речь. Ежедневно таможенная служба Украины дает по 500 миллионов гривен в бюджет. Это достаточно показательная цифра, которая свидетельствует о том, что у нас есть стабильная, постоянная работа. Потому что, если бы у нас все стояло, конечно, соответствующих поступлений в бюджет, их бы просто не было",
— сказал начальник управления администрирования таможенных платежей ГТСУ Виталий Зварыч.
"Там, где работают импортеры по прямым контрактам, то эти контракты должны остаться на том же уровне, как есть. Там, где задействованы оффшорные схемы, то вступают в силу индикативные цены, и эти индикативные цены могут быть выше, чем были до этого", - говорит председатель Комитета Верховной Рады по вопросам финансов, банков и таможенной политики Виталий Хомутынник.
Легальный бизнес жалуется
Впрочем, представители легального бизнеса жалуются, что тоже попали под удар и из-за затягивания процедуры растаможивания терпят миллионные убытки.
"Если простой, скажем, за одну неделю без материалов, без комплектующих, это будет 300-400 тысяч пар, за две недели - это огромные объемы и огромные потери, и потери рабочих мест, потери платежей в бюджет, а более того - серьезной проблемой для производителей обуви и одежды является сезонность поставок. Вот сегодня потеплело, товар должен быть сегодня уже на полках. Если он будет через месяц, то это уже поздно, он никому на нужен", - рассказывает член Общественного совета при Гостаможне, руководитель Ассоциации "Укршкирпром" Александр Бородыня.
Внезапное наведения порядка на таможне именно в марте в последнее время связывают с появлением дополнительной статьи расходов бюджета - социальными инициативами Президента, реализацию которых правительство оценило в 26 миллиардов гривен. Один из источников - таможня, которая обеспечивает почти половину поступлений в бюджет. Но далеко не все убеждены, что правительству удастся их существенно увеличить, потому что бизнес найдет варианты не платить.
"Вот их сейчас затормозили, они там как-то пройдут с этими грузами, заплатят повышенные платежи, но все остальные поставки они просто отложат на будущее",
— считает экономист, член Совета предпринимателей при Кабинете Министров Виктор Лисицкий.
Тем временем депутаты Верховной Рады собирают жалобы от предпринимателей и готовятся к уменьшению или полной отмене льгот на импорт различных товаров.