"Аналогов нет"
В связи с невозможностью организовать в России независимые опросы граждан и экзитполы, выяснить, какая на самом деле поддержка Путина – трудно.
Читайте также Пытались закрыть дыры, а потеряли рекордное количество: от какой техники "избавились" оккупанты
В то же время отсутствие политического плюрализма, реальной оппозиции и правовых рамок для политической борьбы, независимых медиа и зрелого гражданского общества позволяет уже сейчас говорить о призрачном соответствии будущего электорального процесса принципам демократии, верховенства права и прав человека.
В 2020 году в спешке и с нарушением соответствующих процедур Путин изменил конституцию России под себя, стремясь сохранить всю полноту власти до 2036 года.
Вместе с упомянутой резолюцией ПАСЕ есть основания полагать, что на уровне Совета Европы уже сформировалось правовое основание для потенциального непризнания легитимности Путина после очередных "выборов".
Заметьте Отношение к беженцам, поддержка Украины и внутренняя политика: что изменит оппозиция в Польше
В то же время "аналогов нет" является тем обстоятельством, которое усложняет полное игнорирование российского диктатора. Дело в том, что непризнание президента и его режима не означает непризнание России как государства. Поскольку, в отличие от Беларуси или Венесуэлы, главы государств которых нелегитимные для США, ЕС, Канады, ряда латиноамериканских стран, альтернативы Путину – нет. Следовательно, некому представлять российский народ.
Своеобразная блокада последнего способна вызвать дестабилизацию внутри России. Это проблема, которая может обусловить отказ от игнорирования диктатора исключительно, чтобы не допустить неконтролируемых внутренних беспорядков и распада России, в частности, на регионы с высокой террористической угрозой.
Почему избрание Путина нарушает международное право?
Есть ряд обстоятельств, к которым следует апеллировать, чтобы потенциально признать результаты российских президентских выборов недействительными:
- многочисленные нарушения гражданских и политических прав человека до начала электорального процесса, что, в частности, обусловило учреждение должности специального докладчика Совета ООН по правам человека по ситуации в России;
- отсутствие свободы прессы, политического плюрализма (в частности, запрет оппозиционных партий и/или преследование их членов). Отдельные лица, которые могли бы выступить оппозицией режима, либо убиты (например, Борис Немцов), либо заключены в тюрьму (например, Алексей Навальный), либо в изгнании (например, Михаил Ходорковский);
- потенциальные процессуальные нарушения во время выборов: отсутствие независимых международных наблюдателей, фальсификация результатов, давление или подкуп избирателей тому подобное;
- проведение выборов на оккупированных территориях Украины, что противоречит основополагающим принципам международного права;
- фактическая узурпация власти.
Именно эти обстоятельства, являющиеся нарушением международного права, должны стать основой для принятия конкретных решений на уровне иностранных государств и международных организаций. В то же время, в случае развития событий не по сценарию Дмитрия Пескова, а именно избрание не Путина, а другого кандидата (условного Михаила Патрушева), шансов изолировать российский режим становится мало. Фальсификация результатов и нарушение прав человека, как и проведение выборов на аннексированных украинских территориях, уже "не сработали" в качестве аргументов для изоляции в 2018 году.
Как не признавать Путина?
Обычно политика непризнания легитимности президента ограничивается соответствующими заявлениями, дополнительным санкционным давлением и ограничением личных контактов. Однако, реализуя обязанность, предусмотренную в статье 41 Статей об ответственности государств за международное противоправное деяние, страны могли бы действовать более решительно.
Важно Как Запад может и должен победить в четвертой мировой войне
Дело в том, что нелегитимный президент не может принимать легитимные решения в области внешней политики: назначать своих послов, вести переговоры и подписывать международные договоры, назначать легитимного главу правительства, участвовать в каких-либо международных мероприятиях. Именно таковой должна быть реакция международного сообщества на Путина после 17 марта 2024 года.
В своей резолюции от 13 октября, призывая не признавать переизбрание Путина, ПАСЕ настояла на прекращении каких-либо контактов с ним, за исключением гуманитарных и инициатив по восстановлению мира. В то же время, заключать мир с нелегитимным главой государства означает повторить ошибку Будапештского меморандума и предоставить России лазейку для очередного нападения.
Инициатива не от Украины
Для того чтобы сформировать своеобразную коалицию государств, которые будут изолировать Путина после выборов, следует выдвинуть подобную инициативу через сотрудничество с другой страной.
- Во-первых, это позволит нивелировать восприятие такого шага как украинской мести за агрессию.
- Во-вторых, устранит "аргумент" о непроведении президентских выборов в самой Украине, что обусловлено военным положением и соображениями безопасности. С этой точки зрения, поддержка Совета Европы или ЕС увеличивает шансы на реальную изоляцию диктатора.
Ожидать полного непризнания Путина – не стоит. По меньшей мере 83 государства, регулярно поддерживающих российскую диктатуру в ООН, будут и дальше жать его окровавленную руку. Однако признание нелегитимности влечет за собой важные правовые последствия, которые, в частности, будут способствовать привлечению главы России к международной ответственности.