Эксперт: Сомнительно, что искусственный интеллект уничтожит человечество

28 августа 2017, 16:05
Читати новину українською

Ко Дню Независимости журналисты сайта "24" подготовили серию эксклюзивных интервью с украинцами, которые работают над тем, чтобы изменить нашу страну к лучшему.

Алексей Резниченко – основатель крупнейшего в Украине конструкторского бюро робототехники Boteon, одно из направлений которого – учебный центр по робототехнике. Также он один из участников общественной инициативы "IT-школьник", цель которой – объединить лучший опыт и существующие методики на рынке IT-образования в общеобразовательный курс для школьников с 1 по 12 классы.

О том, каково будущее робототехники в Украине, как могут выглядеть уроки информатики в школах, каким навыкам сегодня нужно обучать детей и когда роботы захватят нашу планету – он рассказал в интервью сайту "24".

Скажите как специалист: когда на нашей планете будет восстание машин?

Лет через семь, возможно. Но мы же не знаем, каким оно будет. Может, оно будет доброе. Может, искусственный интеллект нас вообще не заметит.

Та эволюция, на которую нам нужно сотни, тысячи или даже миллионы лет, электронные системы проходят за десятилетия. Соответственно, ближайшие 10 лет, если не меньше, какой-то из компьютеров поумнеет настолько, что сможет сам себя очень быстро развивать. Вполне возможно, ему даже не до нас будет – он использует свой ресурс, исследует быстренько всю Землю, решит, что ему интересно, а что – нет. И пойдет дальше, на другие планеты. Почему я предполагаю экспансию по Земле и другим планетам? Потому что, скорее всего, Ему нужна будет энергия. Вариант, что искусственный интеллект будет злым по отношению к человечеству, он просто самый интересный для современной фантастики.

Но он – не самый реальный?

Уничтожать что-то, что тебе не угрожает, тратить на это время… Вы же не занимаетесь тем, что постоянно бьете слабаков. Люди так не делают. И интеллекту это не надо, если он действительно интеллект. Люди просто не будут представлять такой опасности, чтобы нас уничтожать. Пока мы гадаем. Лидеры в вопросе разработки искусственного интеллекта – США, Китай вырвался, Япония, Израиль, Европа. Нас в этом списке пока нет.

Дети, которым сейчас 8-10 лет, когда подрастут, будут путешествовать на Марс или на Луну, как на метро. Время ускоряется, технологии меняются. Думаю, искусственный интеллект все же родится. После этого может приключиться какая-то развилка на две цивилизации или же одна из цивилизаций вымрет. Посмотрим, как он себя поведет.

Почему робототехника пока не так активно развивается в Украине?

У нас преобладающее большинство людей не успевают думать о новых технологиях и развитии мирового прогресса. Физически не хватает ни сил, ни времени, ни желания. Минимальная задача на день – выжить. Может быть, они бы с удовольствием подумали о высоком, но пока им не до того. Большинство людей покупают себе телефон и считают, что обладают достаточным количеством новых технологий. У нас страна пока не живет в творческом поле, когда большая часть общества работает над созданием и производством чего-то нового. А окружение затягивает, окружающая среда сильно влияет и лишь немногие могут отстраниться.

Кроме того, мало кто может монетизировать свои разработки, чтобы остаться в поле интересов инвесторов, дальнейшего развития, и тем более – заниматься дальнейшими научными изысканиями. Часто большая часть предпринимателей попадают в колесо, когда вынуждены зарабатывать деньги, они в этом мелком бизнесе застряли, весь их талант уходит на борьбу с ветряными мельницами бюрократии, продукт перестает развиваться и постепенно погибает.

Мы в этом поле пока тоже находимся. Наш продукт развивается, но мы могли бы развиваться активнее. Мы точно также делим деньги, которые зарабатываем, у нас есть конструкторское бюро, в котором я иногда тоже участвую, но на мне висит груз каких-то административно-организационных вопросов, которые не позволяют мне, как инженеру, заниматься тем, чем хочу. Я выбрал такой путь, потому что другого пока не вижу.

Почему Вы выбрали именно этот путь?

Мы стали более-менее крупной компанией. Наша сеть представлена по всей Украине, мы обучаем много детей. Программа у нас интересная, одна из самых лучших в стране. Но я, как ее создатель, человек заинтересованный. Справедливую оценку ставит рынок, на котором мы занимаем одно из первых мест. У нас есть возможность развить компанию до международного уровня, есть большие планы по улучшению качества услуг, по внедрению технических средств в процесс обучения, по налаживанию бизнес-процессов.

Есть много интересных планов. Мы хотим сделать электронного учителя – робота, который будет проходить по учебному классу. Пока он не будет обладать искусственным интеллектом. Но мы планируем, что у него будут интеллектуальные алгоритмы, он сможет поприветствовать ученика, ответить на простейшие вопросы.

На простейшие?

Рассуждать на философские темы он пока не сможет, но на ряд вопросов по материалу урока он тоже будет отвечать довольно внятно. Будет мониторить ключевые слова, сможет ответить на вопросы по материалу, провести урок по таймеру, провести тесты. Мы хотим уйти от преподавателя в целом. У нас есть эталонные знания, которые мы проверили, сравнили с источниками, получили всевозможные лицензии, заложили эти знания в компьютер, оформили его так, чтобы ребенку было понятно. Вот то направление, в котором я двигаюсь. В принципе, в будущем это должен быть искусственный интеллект, который обучает человека.

Люди могут что-то не знать, что-то забыть, не так сказать, отвлечься, у них есть своя специфика. Мы-то должны давать детям все самое лучшее и самое правильное, чтобы они не росли и не мучились с теми ошибками, которые в них заложены преподавателями. Человеческий фактор – это то звено, которое может подвести, банально заболев.

Вы не очень верите в человеческий фактор?

Нет. Вот честно, всю жизнь с этим борюсь. Пусть придет искусственный интеллект и расставит все точки над "і". Человек ленив, безответственен, хитер, лжив, непредсказуем и слаб – я не исключение. Поэтому мы стремимся к тому, чтобы пришел робот и точно передавал знания, который правильно расскажет формулы, все разложит в классическом, фундаментальном виде.

Почему Вы вообще пришли к тому, что решили учить детей?

Сам этому учился. Потом – преподавал. Потом сделал свою компанию, при которой был учебный центр. В какой-то момент пришли к идее создания центра робототехники. Начали проектировать и производить различные автоматические системы.

Изначально хотели создать такую демонстрационную площадку, где роботы полностью помогают людям, привозят кофе, чтобы красивая демонстрация была. Создали простейшего робота, это был робот-официант. Он был страшненький, с магнитофоном на голове. Тем не менее, когда мы его вывели в люди, увидели интерес, особенно – у детей. К нам начали приходить дети, к ним начали присоединяться студенты и взрослые. Вот мы решили, что нужно создать учебный центр. Вторая причина – работать было не с кем. Найти кого-то в этой специальности было тяжело.

Получается, хочешь выйти на рынок – сделай себе рынок?

Да. Мы когда начинали в 2013 году, на рынке были представлены только "Лего". Но они больше работают по теме собрать конструктор, программирование в их учебных центрах представлено слабо. Мы тогда конкурировали просто с другими занятиями. Родители и говорили: "Там у нас карате, музыка, еще что-то… Может еще и робототехнику куда-то там вставим?". Сейчас уже родителям интереснее, они стали больше ценить программирование, робототехнику и все эти направления. Сейчас все инженерные направления стали больше цениться и родители уже понимают, что детям это нужно, потому что все компании становятся технологическими. Везде присутствуют автоматизация и программное обеспечение. Все идет к тому, что когда-нибудь везде будут присутствовать только роботы и станки. Проектирование, создание и обслуживание роботов — большой рынок на ближайшие 10-20 лет.

Конкуренты на рынке у вас есть?

Конечно. Много. На данный момент практически 60% рынка учебной робототехники создали мы. Так или иначе – это или наши бывшие сотрудники, или отколовшиеся франшизы.

Родителям обычно не интересно кто и чему будет учить их детей, к сожалению, многие все еще ориентируются на обложку. Если у нас диджитал МММ еще раз прокатило, то что говорить о банально некачественных товарах и услугах под красивым соусом. Родителям важны цена обучения, место расположения и уже потом – кто преподает, что преподают, как давно они на рынке. Компаний, где в учредителях непонятно кто без соответствующего бекграунда, очень много. Родители как будто ставят "галочку" – ребенок ходит на робототехнику. Это не плохо, рынок и общество развиваются, и все станет на свои места.

Что нас отличает – полностью свой продукт, нас рекомендует МОН. Конструктор мы полностью делаем сами: продумываем, разрабатываем, собираем, меняем, адаптируем, у нас свое производство в Харькове. Под этот продукт у нас создана учебная программа. Второе направление деятельности нашей компании – конструкторское бюро, пусть мы работаем не над самыми сложными заказами, но мы работаем в практической отрасли, автоматизируем производство. Недавно разработали робота для разминирования. Реальный робот, перемещается, преодолевает препятствия. У него есть щуп, с помощью которого он может проводить разминирование, на щупе устанавливается видеокамера и иногда водяная пушка для обезвреживания взрывчатки. Реальный робот, которого можно реально применить с пользой. Есть у нас робот, который автоматизирует склады: обеспечивает навигацию, помогает оптимизировать работу. Есть ряд мелких проектов, например, дистанционно управляемый вездеход попросили сделать. То есть, это не суперкрутые заказы, но они позволяют вращаться на рынке. Мы этот опыт можем применять у себя в учебных центрах.

У детей есть это понимание, что роботы – это круто, потому что люди несовершенны, или для них роботы – это просто круто?

Они в принципе воспринимают все как должное. Привыкли к пультам управления, к тому, что все автоматизировано, что вокруг есть много железяк, которые создают комфорт. Мы никакую идеологию им не навязываем, не предлагаем поработить человечество и управлять машинами.

Дети постепенно сами придут к тому, что те отрасли, которые можно автоматизировать – нужно автоматизировать, благодаря чему они будут работать четко и без сбоев. Стремление к оптимизации и облегчению труда заложено в каждом из нас.

Есть какой-то оптимальный возраст для детей, когда они лучше всего усваивают такие знания?

С 7 до 11-12 лет. Если дети младше – очень рассеянное внимание, им хочется играться, бегать и отвлекаться. Если старше – начинается переходный возраст, интересы смещаются в сторону социализации.

Зачем учить детей программированию?

Потому что это – язык общения с машинами, которых становится все больше и больше. На английском мы общаемся с людьми, с машинами тоже общаться как-то надо. Роботизация, автоматизация плотно вошли в нашу жизнь, и часто мы уже даже не замечаем устройства, которые облегчают нам жизнь. Придумав алгоритм работы робота или автоматического устройства, ребенок должен запрограммировать его для исполнения этого алгоритма — это делается с помощью языка программирования.

Раньше было принято считать, что программирование – дело не женское. Есть какая-то разница, кого учить программировать?

Особой разницы не вижу. К нам приходят и девочки, иногда бывает до 30% группы. Думаю, это пока еще зависит от родителей — они решают, куда вести девочку, а куда – мальчика. Противопоказаний к программированию не вижу. Возможно, у мужчин все-таки более логично строится мысль, но это еще не точно. У нас есть девочка, которая вообще супер-успехи делает: интересно программирует, знает электронику, знает и применяет закон Ома в девять лет. Мы учим учиться и формируем инженерный образ мышления, так что для наших выпускников всегда найдется ниша.

По моим воспоминаниям, на общеобразовательном уровне все, что связано с программированием в школах – это же грустная грусть.

Синяя и тоскливая, да. Синий экран, Turbo Pascal...

Возможно, что программа, похожая на Вашу, будет принята Министерством образования и внедрена в школы?

Мы работаем над этим, и ряд других компаний работают, например, "IT-школьник". Кстати мы уже получили гриф на большую часть наших учебных программ. Но сейчас мы работаем над междисциплинарным курсом, в котором IT переплетены с фундаментальными дисциплинами – здесь вижу очень много работы. Было бы хорошо интегрировать между собой биологию, химию, физику, математику... Программа – это алгоритм, и это главное для нас – научить ребенка его писать. А чтобы создавать интересные алгоритмы, придумывать интересные полезные устройства, юному изобретателю нужно понимать физические процессы в окружающей его среде.

На практике – это интересней, чем когда это просто системный код?

Да. Например, мы изучаем закон Ома, можно долго смотреть на формулу, думать, что такое U, I, R и как эти буквы зависят друг от друга. Но это запомнить практически невозможно, если не понимаешь физический смысл. Если сделать эксперимент – начинаешь понимать физический смысл. Информация откладывается уже не на уровне зрительной памяти, ты просто понимаешь весь процесс. Если ты забыл вдруг формулу, можешь вспомнить физический процесс и восстановить формулу.

Для любого эксперимента и наглядности нужно оборудование, поэтому мы применяем робототехнику и другие лабораторные макеты для демонстрации физических процессов. Например, используя технологии дополненной реальности можно визуализировать часть процессов.

Дополненная реальность – это как?

Одели специальные очки – и предметы или лабораторные макеты вокруг наполнились смыслом, например, газовый состав воздуха и молекулы появились перед вами. Физически ощутить их нельзя, но мозг будет обманут тем, что вы прикоснулись к этим молекулам и они начинают между собой взаимодействовать, их можно покрутить, рассмотреть.

Если невозможно что-то воспроизвести, или в наших школах дорого поставить этих роботов, то можно попробовать двигаться в сторону дополненной реальности или виртуальной реальности. Это тоже дорого, но создать одну программу для всех школ – дешевле, чем создать тысячи конструкторов. Другое дело, что в программах не все можно показать, но по этому пути нужно идти.

Получается, это все – для больших городов. Это не для сельских школ. Чтобы отдать ребенка в школу, подобную Вашей, должен быть достаточный уровень дохода.

Да. Например, в Киеве на IT-образование для детей большой спрос, и у многих есть возможность платить. Чем меньше город, тем ниже платежеспособность.

Мы сейчас подготовили программу "Предприниматель-преподаватель". Это формат нашего учебного центра, оптимизированный под репетиторство с целью удешевить процесс обучения, в этом проекте мы готовим отдельных индивидуальных преподавателей-предпринимателей. То есть, человек приехал, обучился у нас, получил инструмент и пошел с этим чемоданчиком репетиторством заниматься. Так мы даем преподавателю возможность подзаработать, а детям получить обучение непосредственно в своей школе, в каком бы уголке страны она не находилась. Качество обучения здесь регулируется натуральным путем — к плохому репетитору никто второй раз не придет. Преподаватель-предприниматель сам заинтересован в повышении своей квалификации и качественном преподавании, т. к. весь заработок идет к нему напрямую.

Это может позволить распространить робототехнику очень широко. Мы хотели бы, чтобы это было массово. Сейчас много работаем над этим, провели много работы по областям, по сотне школ поездили с презентациями и мастер-классами. Хотелось бы, чтобы дети с юных лет, до того как поступят в институт, научились учиться и научились применять свои знания. Чтобы они могли адекватно оценивать реальность, но в школах мы сталкиваемся с фантастической бюрократией.

Вот, Вы приезжаете в какую-то областную школу, на вас директор с завучами школ не смотрят, как на оторванных от реальности ребят, которые приехали с какими-то роботами?

Есть ряд реакций. Первая реакция – "Чего вы приперлись? Мы собираем деньги на ремонт класса. Если родители узнают, что можно робототехникой заниматься, а не только класс ремонтировать, то, возможно, нам будет сложнее собирать деньги на ремонт класса. Не надо портить нашу тишь да гладь". Я сначала этого не мог понять. Мне объяснил кто-то: "Она зарабатывает в другом месте и ей этот твой кружек просто не интересен. Им же нужно заниматься, преподавателя обучить, оборудование купить, ответственность нести".

Есть бюрократическая боязнь такая, что сломается какой-то компьютер, а на нем занимались не только по программе министерства, а еще кружек. Директор думает: "Нет, не хочу. Это головная боль, лучше на шторы соберу". Вот этого много.

Есть, кстати, очень много хороших директоров, которые заинтересованы, хотят развиваться. Но их, опять таки, сдерживает бюрократия. Директор говорит: "Мы все можем, но нужен документ. Без документа – не можем. Нет грифа министерского – мы ничего не можем". Разные причины: и ресурс не у всех есть, и многое другое. Но мы буквально недавно получили гриф министерства и постоянно работаем над удешевлением продукта, надеемся, что вскоре робототехника станет доступнее.

Чему нужно учить детей, чтобы они были минимально успешны?

С точки зрения ближайшего будущего, самыми востребованы будут специалисты технических специальностей. Ребенок может в будущем стать медиком, юристом, экономистом, но если он будет обладать технологиями и внедрять их туда, то у него больше шансов на успех, чем у просто, допустим, классического медика.

Нужен английский язык, он расширяет возможности. Нужно уметь учиться всегда. Сейчас те люди, которые умеют воспринимать постоянно изменяющееся информационное поле, которое совершенствуется очень быстро, они находят себя. Те люди, которые застыли в каком-то одном моменте – менее востребованы.

То, что детям нужно, то, чему они сами хотят учиться – этот запрос отличается в Киеве и в других городах, селах по областям?

Точно отмечал для себя отличие большое. Вообще, в Киеве и дети, и взрослые – все активнее. Жизнь в мегаполисе отражается на детях. В городе другая среда, другая обстановка и окружение, здесь больше инноваций, конфренций, больше выставок и так далее — окружение очень влияет на мировосприятие и интересы. Поэтому молодому поколению рекомендую на период больше 3-х месяцев выезжать за рубеж.

В Киеве дети более активные, по-другому все воспринимают, быстрее. В Харькове все повальняжнее и поспокойнее. Даже в общении между собой у них меньше эмоций, меньше взаимодействия. В регионах чувствуется немного, что дети меньше с этим взаимодействуют, робототехника для них в новинку, поэтому они немножко медленней воспринимают.

Получается, в больших городах потребность в технологических знаниях больше?

В больших городах люди больше видят технологий вокруг себя, родители видят, куда эти знания можно применить, а в городах поменьше и селах люди видят ежедневно совершенно другой мир и озабочены другими вопросами в большей мере, ну и тем более не всегда видят перспективу применения знаний в области IT.

Почему Вы выбрали робототехнику для обучения?

Робототехника объединяет в себе много дисциплин различных: математику, физику, биологию, иногда химию (разнообразие конструкционных материалов и покрытий), информатику. Можно отдельно изучать программирование, отдельно физику, а можно изучать робототехнику, где все гармонично объединяется, взаимодействует, как в окружающем мире. Эффективно и наглядно. Ребенок берет это в руки, чувствует, видит, интересуется, это очень вовлекается.

Сейчас мы работаем над программой под рабочим названием "естествознание" и уверены, что правильно создавать междисциплинарный предмет, изучающий естественные науки, а связывать все разнообразие природных процессов будет математика, а визуализировать и помогать воплотить прямо здесь и сейчас – современные технологии и в том числе робототехника.

Все фото: Эдуард Крижановский