Электроэнергия как товар: что сулит закон о рынке электроэнергии
Верховная Рада проголосовала за законопроект о рынке электроэнергии в Украине. Это документ, который закладывает основы для создания конкурентного рынка электроэнергии, а также внедряет нормы Третьего энергетического пакета ЕС.
Главная идея введения энергетических рынков – это создание условий для свободной конкуренции, свободного доступа рынков поставщиков к рынку – как отечественных, так и иностранных. Законопроектом предусматривается революционное изменение модели рынка: сущность отношений на рынке электрической энергии принципиально меняется с модели пула (единственного покупателя), которая сейчас существует, на несколькоуровневую модель рынка.
Пока законопроект о рынке электроэнергии украинские парламентарии приняли в первом чтении.
Регулирующие органы
Прежде чем рынок электроэнергии в Украине заработает, нужно будет сделать еще несколько шагов.
Первый: создать независимый регуляторный орган. Точнее, не создать, а сделать его действительно независимым. Этот шаг регулирует уже принятый в сентябре закон о Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг. Этот регулятор, будучи независимым, должен объективно оценивать как расходы, так и состояние рынка, создать условия равного и свободного доступа к этому рынку другим сторонним участникам. На этого регулятора будет ляжет разработка и утверждение методик формирования цены по категориям, цены на дополнительные услуги, на услуги диспетчерского управления, на распределение электроэнергии, определения платы за присоединение, – всю методику, которая подразумевает доступ к обобщенному понятию "рынок электроэнергии" в той или иной части.
Второй шаг: должен быть создан еще один важный орган – контролирующий, надзирающий за электроэнергетикой.
Статья 9 законопроекта о рынке электроэнергии говорит, что государственный контроль в этой сфере осуществляет центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере надзора в этой области. И на него также возлагаются проверки, аудиты, обеспечение бесперебойного снабжения. Этого органа на сегодня нет – его тоже нужно сформировать. Его полномочия, возможности и функции, скорее всего, будут определяться Кабинетом министров. Вряд ли это будет отдельный закон,
– пояснил в комментарии сайту "24" аналитик Андрей Вигиринский.
Третий шаг: необходимы институциональные преобразования на уровне наших вертикально интегрированных компаний. Распределительные и снабженческие компании должны быть отделены операционно и бухгалтерски от процесса создания электроэнергии.
Нужно разработать подзаконно-нормативную базу, техническое сопровождение, и вообще – должна быть подготовка рынка. Должен быть переходный период, пока рынок подстроится,
– прокомментировал сайту "24" принятие законопроекта энергетический эксперт Валентин Землянский.
Когда рынок электроэнергии заработает
В Европе рынок электроэнергии формировался более 10 лет. Конечно, там он больше и субъектов больше. У нас закон отводит для формирования рынка 2-летний адаптационный период.
Какая-то часть норм вступит в действие через полгода, какая – через год, еще какая-то – через 18. А в полном виде рынок электроэнергии на сутки вперед и внутреннесуточный в полной мере должны заработать через 2 года,
– пояснил Андрей Вигиринський.
Алгоритм такой – до полного формирования нового состава НКРЭКУ предусмотрено полтора года. Далее оно должно будет утверждать методики и регуляторные документы для рынка электроэнергии.
Закон и тарифы
На момент запуска рынка в полной мере, вполне вероятно, тариф для населения будет расти. Это один из негативных моментов создания рынка электроэнергии для потребителей – отметил Дмитрий Марунич.
Андрей Вигиринский согласился, что государство здесь оставляет для себя возможность для маневра, используя такие понятия как "общественная потребность", "конечный потребитель", "поставщик последней надежды". Это оставляет момент для установления тарифа для потребителя как физического лица, однако в то же время устанавливающий тариф для такого потребителя – немножко ниже рыночной стоимости.
Государство должно указать конкретные сроки, когда этот тариф будет приведен к рыночности, экономичности, обоснованности. То есть этот этап, когда все рассчитывают, что электроэнергия подорожает в пять раз и на этом все закончится – исходя из формулы, которая сегодня заложена и никем не отменена в тарифе на электроэнергию, в ее производстве, учитывая инфляцию и девальвацию при полноценном запуске рынке, тариф для населения вырастет,
– пояснил аналитик.
Однако цена должна быть экономически обоснована, содержать в себе составляющую для инвестиционного развития, для развития сетей, ремонта и т.п., отметил Вигиринский. С запуском этого рынка в полной мере цену будет формировать спрос и предложение на товар. И цена, которую сможет заплатить промышленность, и та цена, которая будет более или менее приемлема для производителя. Вместе с тем, производитель не сможет диктовать какую-то космическую цену, потому что в тот момент, когда заработает рынок электроэнергии, наш производитель или поставщик, в том числе, будет ограничен тарифом, который есть за рубежом. Потому что крупные предприятия будут иметь возможность заключить договоры на импорт электроэнергии.
Риски и недоработки
Как пояснил в комментарии сайту "24" директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич, в этом законопроекте не решены несколько принципиальных вещей. В частности – каким образом будет формироваться фонд, за счет которого будут компенсироваться относительно высокие расходы отдельных видов генерации на производство электрической энергии. Кроме того, существует огромная проблема долгов.
Если закон будет принят, то как в текущих реалиях, при огромных долгах на рынке электрической энергии, а они превышают 40 миллиардов гривен, как этот рынок сможет начать работать? Ответа на этот вопрос нет у представителей отрасли. Это сверхсложный вопрос и он законопроектом не решается. Но без его решения невозможно, чтобы закон заработал. Потому что должно все обнулиться. А кто же эти долги погашать будет?
– усомнился Марунич.
Андрей Вигиринский допустил возможность возникновения спекулятивных моментов вокруг темы бытовых потребителей – как им будут поставлять электроэнергию, как они будут защищены.
Но в целом гарантии прописаны, говорит эксперт – через возможности Кабмина. Правительство не позволит устанавливать бытовым потребителям тариф, аналогичный промышленным до момента, пока доходы не позволят оплачивать этот тариф.
До 2019 года это точно не произойдет. А, учитывая ситуацию в нашей экономике, – не будет и в 2019 году такого, чтобы мы платили по рыночному тарифу,
– уточнил аналитик.
Условия для успешной работы ринка
Главное, подчеркнул Валентин Землянский, – платежеспособность населения. Пока люди не смогут платить по рыночной цене, в нормальном смысле этого слова, без привязки к паритетам и еще чему-то, когда тарифы будут соответствовать платежеспособности – тогда рынок заработает. А рыночная цена означает, что она должна определяться за счет сопоставления спроса и производства
Эксперт напомнил, что есть прецедент: мы приняли закон о рынке газа. Но мы как потребители, кроме тарифов, ничего не почувствовали.
Так же будет и с рынком электрической энергии. Пока не будет стабильной экономики, пока ситуация не стабилизируется – никакие самые лучшие законы ситуацию не изменят,
– отметил Землянский.
Однако эксперты солидарны в том, что закон о рынке электроэнергии принимать нужно, и двигаться в этом направлении тоже. В Украине сейчас энергетика работает на истощение, нет ресурса для развития. Но параллельно главная задача правительства – работать над увеличением платежеспособного спроса.
Читайте также: Тарифы на электроэнергию в октябре вырастут почти на 10%