Электронная коммерция-2018: что будут покупать в следующем году
По оценкам экспертов, рынок электронной коммерции растет: за год товарооборот физических товаров и услуг в e-commerce вырос на 30% и сейчас составляет по крайней мере 50 млрд грн. В 2018 году темпы роста сохранятся и товарооборот физических товаров и услуг в e-commerce составит 65 млрд грн.
Об итогах нынешней работы сферы электронной коммерции и о тенденциях на следующий год рассказал директор по развитию компании EVO Денис Горовой.
Читайте также: Все, что нужно знать о возврате денег за покупки в Интернете
По его словам, доверие к интернет-шопингу растет. За год украинцы потратили на маркетплейсах Prom.ua, Bigl.ua, Crafta.ua, Shafa.ua (проекты компании EVO) 14,2 млрд грн. Это на 68% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом количество заказов возросло на 61%. Средний чек вырос незначительно – на 4% и составляет 962 грн.
31% украинцев, которые имеют интернет, покупают товары онлайн
Онлайн покупают почти все
Аналитики EVO подсчитали: чаще всего в 2017 году покупали одежду, обувь, аксессуары, технику и электронику, товары для дома и сада, косметику и парфюмерию, подарки, книги и товары для хобби. В предыдущие годы драйверами роста электронной коммерции Украины были именно первые две категории. Но в ближайшем будущем спрос изменится. Больше будут покупать товары повседневного потребления, продукты питания, зоотовары, сырье и материалы, в частности для текстильной, топливно-энергетической и тяжелой промышленности. Также вырастет спрос на электрооборудование — электроинструменты, генераторы, электродвигатели и прочее.
Какие товары чаще всего покупали онлайн украинцы
Читайте также: Покупки в Интернете: 5 шагов к безопасному онлайн-шопингу
Драйверы e-commerce в 2018 году
Безопасность. Привыкая покупать онлайн, покупатели стремятся делать это безопасно. То же самое касается и продавцов, которые отправляют товар неизвестному клиенту. Рейтинги, отзывы, безопасные расчеты, больше возможностей проверки и возврата товаров усилят доверие между покупателями и продавцами. Так, с декабря 2017 года на Prom.ua пользователи могут оплатить товар непосредственно на маркетплейсе в момент заказа, но продавец получит деньги только после того, как покупатель проверит товар в отделении "Новой Почты" и подтвердит, что все хорошо.
Сервис — продукт будущего. Эра ценовой конкуренции заканчивается. Профессиональные продавцы с хорошим рейтингом и качеством обслуживания будут привлекать к себе больше клиентов. То же касается и других участников рынка e-commerce — логистов. Чтобы получить лояльных клиентов, ключевые игроки запускают новые сервисы для удобной доставки онлайн-заказов как внутри страны, так и за рубежом. Даже в государственных системах сервис выходит на первое место. Так, площадки ProZorro, имея одинаковые цены на предоставление услуг, конкурируют с помощью сервиса — юридического или технического консультирования, бесплатного обучения клиентов, информирования о ключевых событиях и тому подобное.
Читайте также: Мошеннические интернет-магазины и как их распознать
Самозанятость. Работа на себя — растущий тренд в Украине. Немало украинцев оставляют фултайм-работу, чтобы работать на себя. Маркетплейсы им в этом помогают. Так, например, сервисы заказа услуг позволяют специалистам становиться частными мастерами, быстро и просто начать свое дело в интернете. Только на Kabanchik.ua сегодня на себя работают более 42 тыс. украинцев. В 2017 году к сервису присоединились 13 тыс. новых специалистов.
В EVO проанализировали спрос и выяснили, что пользователи в этом году чаще всего заказывали услуги уборщиков, курьеров, сантехников, электриков и мастеров по отделочным работам.
Какие услуги заказывали украинцы в 2017 году
Несмотря на то, что уже многие специалисты разглядели преимущества работы на себя в интернете, есть мастера, которых до сих пор мало на сервисах заказа услуг. Это укладчики плитки, мастера по ремонту бытовой техники, швеи, мастера-универсалы и сиделки. Украинцы уже сейчас стремятся заказывать их услуги в интернете, дело за мастерами.
Читайте также: Что лучше покупать в интернете, а что – в обычных магазинах?
На эти услуги есть большой спрос в интернете
Также мастера могут зарабатывать онлайн, изготавливая уникальные вещи. За год пользователи Crafta.ua продали авторских и коллекционных товаров на 27 млн грн. Спрос на них вырос в 5 раз. Чаще всего покупают аксессуары и сумки, украшения и товары для дома. Дороже всего стоят аксессуары, средний чек которых составляет 711 грн. Среди коллекционных товаров самые дорогие – монеты со средним чеком около 749 грн.
Спрос на уникальные товары вырос в 5 раз
Вторичный рынок вещей. В Украине появилось много маркетплейсов, которые помогают продать ненужные вещи в хорошем состоянии. Один из таких маркетплейсов — Shafa.ua, развивающая в Украине культуру осознанного потребления. Побуждает не выбрасывать вещи в хорошем состоянии, а передавать их новым владельцам, не тратить баснословные суммы на новую одежду, а выбирать брендовые товары на вторичном рынке по доступным ценам. Тем самым экологически утилизировать ненужные вещи и экономить средства на обновлении гардероба. Так, например, средний чек покупки на Shafa.ua — всего 225 грн.
На вторичном рынке можно купить одежду за 225 грн
Цифровые бизнес-процессы. Еще одним драйвером e-commerce 2018 станут цифровые бизнес-процессы. Один из них — электронный документооборот. Уже сейчас компании переводят в онлайн и внутренний обмен документами, обмен документами с партнерами. Подписи от руки и печати все чаще заменяются электронной цифровой подписью. Законы Украины уже содержат нормы для прохождения налоговых проверок в электронном виде. Ожидаем процедуру, которую налоговая анонсировала на 2018 год. Налоговики обещают, что вскоре проходить проверки онлайн смогут все украинские компании.
В марте 2017 года компания EVO запустила онлайн-сервис обмена документами "Вчасно". За период работы в сервисе уже зарегистрировались 17 тысяч компаний, подписано 380 тысяч документов. Если распечатать все эти документы на бумаге, их вес составит 1,9 тонны, а если сложить эти распечатанные документы в одну стопку, то ее высота достигнет высоты 13-этажного дома. "Вчсно" уже используют группа компаний "Новая почта", Укрпочта, Деливери, ОLX, Юго-Западный филиал Укрзализныци тому подобное.
Читайте также: Экономить на бензине: перспективы рынка электрозаправок