22 октября 2022 года СБУ задержала Вячеслава Богуслаева, а уже 24 октября Шевченковский районный суд Киева упрятал его в СИЗО.
Читайте также Кто такой президент "Мотор Сич" Богуслаев
Через несколько часов до этого СБУ выложила в сеть фрагменты "прослушки" Богуслаева –
те же, где он с пониманием относился к российским обстрелам ракетами "Искандер" собственного предприятия.Выбранные фрагменты прослушивания Богуслаева – смотрите видео:
Данные прослушки Богуслаева безусловно доказывают, что он –
российский агент в украинской оборонке. Впрочем, он этого особо никогда не скрывал, более того, неоднократно это подтверждал – как скандальными заявлениями, так и не менее скандальными поступками. "Мотор Сич", не сильно прячась, продолжила плодотворное сотрудничество с Россией и ее оборонпромом и после 2014 года.Богуслаев умел находить общий язык с несколькими поколениями украинской власти:
Детали этого сотрудничества рассказывает агентство OSINT-расследований Molfar, которому удалось найти прямые доказательства сотрудничества Богуслаева с врагами Украины.
Россия как указатель
Для "Мотор Сич" Россия всегда была самым приоритетным партнером – завод поставлял туда двигатели для крылатых ракет и авиационные двигатели. Им она и осталась и после 2014 года. Предприятие продолжило поставлять оптовые партии украинских авиадвигателей в Россию, но уже незаконно через другие страны: Кубу, Литву, с помощью Китая.
Россияне же эти двигатели использовали для ударных вертолетов. В частности, КА-52, ставшие едва ли не последней надеждой оккупантов на поле боя (Россия, в частности, использует их на юге Украины, как заменитель артиллерии и штурмовой авиации).
На этом российском вертолете может стоять украинский двигатель / фото – Минобороны РФ
Не менее 28% акций АО "Мотор Сич", начиная с 2009 года, принадлежало компаниям из России, в том числе "Оборонпром". И пока Россия не погрязла в санкциях из-за незаконной аннексии Крыма и Донбасса, она была основным партнером "Мотор Сичи", в том числе для госпредприятия "Вертолеты России". В то же время Китай (Avicopter) и Россия в лице корпорации "Вертолеты России" разрабатывали проекты тяжелых вертолетов для КНР.
В 2015 году сотрудничество с Китаем вышло в новую плоскость. КНР приобрела украинские технологии и с помощью специалистов "Мотор Сич" начала строить копию украинского завода в городе Чунцин. Финансировали строительство государственная компания Skyrizon (через виргинский оффшор) и правительство КНР. Завод заработал уже в 2018 году и занимался сборкой двигателей ТВС-117ВМА-СБМ1В.
Близнец "Мотор Сичи" в Чунцине / Molfar
Изюминку этой схеме придавало наличие "посредника" – России. В 2019 году Богуслаев продал долю акций компании якобы китайцам, а на самом деле компаниям, связанным с российскими бенефициарами (в частности, братьями Ротенбергами).
Украинские специалисты в Чунцине, 2018 год / Скриншот
Лоббистом соглашения был тогдашний топ-чиновник – вице-премьер Степан Кубив. Именно он вбросил в информационное пространство заявление о том, что китайская сторона вроде бы инвестировала 250 миллионов долларов в модернизацию украинских производственных и проектных мощностей "Мотор Сичи". Впоследствии, во время парламентских слушаний по поводу национализации "Мотор Сичи" в марте 2021 года Богуслаев собственноручно это заявление опровергнет.
Богуслаев о китайских инвестициях:
видео Игоря СоловьяWho is mister Смирнов?
Куратором производства стал некий Андрей Смирнов – представитель ООО "Нирит-Синвей Телеком Технолоджи". Эту ООО создали по инициативе Китая и России в 2012 году. И ее акционером является компания Xinwei Group. А "Xinwei" – акционер Skyrizon, у которой 10% акции "Мотор Сичи".
Инфографика – Molfar
Итак, ООО НСТТ – это российское подразделение Xinwei, владеющее 10% акций "Мотор Сич".
Смирнов Андрей Валентинович с 2014 года – президент и председатель Совета директоров российско-китайской телеком-компании ООО НСТТ.
Господин Смирнов / Molfar
По данным издания "Зеркало недели", один из руководителей этого ООО – бывший сотрудник российских спецслужб (возможно, говорится именно о Смирнове).
На это указывает тот факт, что с 1982 по 2009 год строил военную карьеру и службу в ФСБ, стал ветераном "Альфы". Интересно, что учился Смирнов в Полтавском военном училище.
В дальнейшем карьерная лестница Смирнова завела в ОАО "Транснефть сервис", где он работал заместителем гендиректора с 2009 по 2014 годы. Сын Андрея Смирнова, Матвей – заместитель директора по развитию бизнеса ООО НСТТ. Можно сказать, что это бизнес "семейный".
Важно СБУ опубликовала доказательства сотрудничества Богуслаева с Россией
В 2011 году президент и председатель правления Xinwei (Beijing Xinwei Technology Group Co. Ltd) миллиардер Ван Цзин посещал Россию и встречался с руководством АО "Нитрит", Олегом Шориным, чтобы обсудить создание ООО НСТТ. Китайскую делегацию пригласила партия "Единая Россия" и Минсвязи РФ.
Ван Цзин – глава правления Xinwei
Ван Цзин на переговорах в России
Ван Цзин и Богуслаев
В следующем году Ван Цзин снова участвовал в переговорах с россиянами. В память об этом есть фото миллиардера с Владиславом Сурковым, тогда – заместителя премьер-министра России Путина.
Ван Цзин на переговорах с Сурковым в 2012 году / Фото – РосСМИ
Куба – один из каналов незаконных поставок
Одним из вариантов прикрытия незаконного бизнеса с государством-оккупантом была работа через Кубу (этот остров является давним союзником России).
Экспорт авиадвигателей на Кубу был организован вместе с лизинговой компанией "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК) в рамках поставок Ан-158 производства ДТ "Антонов" в 2013 – 2015 годах.
В рамках этого соглашения панамское юридическое лицо South American Aircraft Leasing (SAAL) покупает самолеты в том же ИФК, после чего сдает его в лизинг кубинской авиакомпании Cubana de Aviacion.
Еще в 2007 году Богуслаев и гендиректор ИФК Александр Рубцов заключили контракт на 200 миллионов долларов на поставку 74 двигателей Д-436-148 и 37 вспомогательных силовых установок для самолетов Ан-148. Тогда они заявили, что сбор двигателей будет переведен из Киева в Воронеж.
Суммы контрактов в миллионах долларов, которые заключала "Мотор Сич" с российскими компаниями / Инфографика – Molfar
Российские компании, с которыми "Мотор Сич" сотрудничала больше всего (2014 –
2019 гг.) / Инфографика – MolfarСентябрь 2013 года. "Мотор Сич" и "Антонов" подписали контракт с компанией "Кубинская Авиация" на модификацию кубинского парка Ан-2 двигателями МС-14. "Мотор Сич" будет поставщиком двигателей и их компонентов, ОАО "Аэросила" – воздушных винтов АВ-17.
После 2014 года АО "Мотор Сич" развернуло экспорт через компании-прокладки / Инфографика – Molfar
В 2017 году, по словам коммерческого директора Cubana de Aviacion, Yoanka Acost, произошли массовые отмены и задержки рейсов, выполняемых на самолетах Ан-158. Acost заявила, что причина в техническом состоянии самолетов, а также в несвоевременных поставках запасных компонентов из-за войны России с Украиной. Также было выявлено повышение рабочей температуры двигателей Д-436. И уже в мае 2018 года кубинские власти приостановили эксплуатацию всех Ан-158 компании Cubana de Aviacion. Из-за отсутствия компонентов на март 2018 года в ангарах "Антонова" осталось 10 недостроенных Ан-148 и Ан-158.
Долгий путь к аресту
Украинские спецслужбы заинтересовались махинациями Богуслаева еще в 2017 году. Дело было под личным контролем тогдашнего генерального прокурора Юрия Луценко. В сентябре 2017 года суд арестовал контрольный пакет 56% акций "Мотор Сичи", ценные бумаги хранились на счетах неожиданного посредника сделки – фирмы Томаша Фиалы Dragon Capital. Тогда же стало известно, что за оффшорами стоят китайские бизнесмены.
1 марта 2018 года на заседании СНБО было принято решение о национализации "Мотор Сичи", президент Порошенко поручил контроль за его исполнением секретарю Совбеза Турчинову, однако дальше началась избирательная кампания и всем как-то стало не до Богуслаева и его измены. Тогда решения СНБО выполнены не были.
К теме У Богуслаева действительно есть российский паспорт: это подтвердил его адвокат
В июле 2019 года вышло резонансное расследование "Бигус-Инфо", доказывающее факт сотрудничества "Мотор Сичи" с оккупантами.
"Мотор Сич" и ее "дочки" обслуживали специальный летный отряд "Россия", занимающийся перевозкой всех топ-чиновников страны-агрессора, а также руководителей спецслужб и армии оккупантов. С 2015 по 2017 год связанная с Богуслаевым компания "Борисфен" получила от россиян заказов на 3,5 миллиона долларов.
Также журналисты узнали про фирму "ВК-МС", название которой расшифровывается как "Владимир Климов – Мотор Сич". Создали эту компанию одноименные заводы из России и Украины для сборки "российских двигателей" из украинских деталей. Производство россиянами "собственных" компонентов для вертолетов не прекратилось и после 2014 года.
"Мотор Сич" работает на российскую оборонку и финансирует "ДНР": смотрите расследование
Впоследствии итальянские СМИ написали, что сын Богуслаева Саша приобрел остров в Лигурийском море. После этого Богуслаева начало "штормить", а сотрудничество "Мотор Сичи" с КНР стало сходить на нет. Дошло до того, что в декабре Китай обратился в международный арбитраж с требованием к Украине компенсировать 3,5 миллиарда долларов.
На помощь Украине пришли американцы. В январе 2021 года США наложили санкции на китайскую компанию Skyrizon. Было признано, что инвестор "Мотор Сечи" представляет угрозу национальной безопасности США.
"Skyrizon" – китайская государственная компания – и ее попытки приобрести и узаконить зарубежные военные технологии представляют значительную угрозу национальной безопасности США и интересам внешней политики,
– заявил министр торговли США Уилбур Росс о санкциях в отношении китайского инвестора.
Также 28 января 2021 года президент Зеленский ввел санкции против китайских инвесторов украинского предприятия в лице гражданина Поднебесной Ван Цзина. В ответ инвесторы попытались осуществить рейдерский захват стратегического украинского предприятия, однако десант из шести нардепов из "Слуги Народа", 50 полицейских, 200 бойцов Нацгвардии и представителей гражданского общества этому помешали.
11 марта 2021 года на заседании СНБО было принято решение, которое должны были сделать еще 3 года назад, то есть национализировать "Мотор Сич". 23 марта 2021 года президент ввел его в действие, впоследствии суд арестовал 100% акций предприятия.
Впрочем, и это решение исполнено не было. Дело отложили с формулировкой –
до лучших времен, как и законопроект о национализации предприятия. Летом 2021 года вице-премьер-министр по вопросам стратегических отраслей промышленности Украины Олег Уруский объяснял, что речь о национализации уже не идет, а лишь об установлении контроля государства над "Мотор Сичью".Контроль оказался странным.
Богуслаев сохранил свое влияние, остался на предприятии даже после начала вторжения, не прекратил отношений с врагом и спокойно себе "решал вопрос" с Россией. Более того, после его ареста так называемый "трудовой коллектив" завода на своем сайте публикует обращение, где выражает свое волнение, потому что, видите ли, Богуслаев "талантливый руководитель, человек, бесконечно преданный Украине".