Проект государственного бюджета Украины на 2019 год будет представлен в парламенте в пятницу, 21 сентября. Проект, представленный Минфином, получился сдержанный и взвешенный. Но вопрос в том, проголосуют ли за него депутаты, которым постоянно хочется увеличить расходы госбюджета. В том числе – и на себя.
Читайте також: Государственный бюджет Украины 2019: главные цифры
О том, какой госбюджет предлагает Украине премьер-министр Гройсман и почему ему нужно заставить парламент его поддержать, сайту 24 канала рассказал экономист, исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.
Олег Устенко (фото – 24 канал)
В макроэкономических показателях проекта госбюджета на 2019 год написано, что доходы госбюджета будут составлять 1,29 триллиона гривен, а расходы – 1,094 триллиона гривен. Получается у нас будет доходный бюджет?
Нет. Бюджет неправильно смотреть так. Там смотреть нужно на все вместе. Есть то, то называется "Общественные финансы" – они, кроме всего этого, включают и бюджеты местные, и множество других понятий.
Что касается бюджета на следующий год в целом, который будет голосоваться. Это бюджет дефицитный, дефицит около 2% ВВП. В денежном выражении – это порядка 3 млрд долларов. Бюджет предусматривает консервативный рост около 3%, инфляцию – чуть выше 7,5%.
В любом случае, получается, что премьер-министр занимает консервативную позицию, пытаясь не вешать на себя риски.
Какие риски?
Связанные с тем, что экономика снова вырастет меньше, чем предполагается, и его обвинят в том, что он неправильно просчитал доходную часть государственного бюджета. Отсюда – консервативный рост, не очень значительная инфляция, что, скорее всего, будет соответствовать действительности.
В таком виде, с такими макроэкономическими параметрами этот бюджет кажется логичным, нормальным и таким, который может более-менее понравится международным финансовым институциям.
Большой открытый вопрос тут в другом. Насколько реально выполнить этот бюджет в таком формате, в каком он есть?
Почему это – вопрос?
Потому что в период пика политического цикла депутаты вложат в расходную часть бюджет все свои "хотелки". Перераспределить тот ресурс, который есть, сложно, потому что он незначительный. То есть, придется просто расширять дефицит госбюджета, что не понравится международным партнерам. За такой бюджет голосовать будет нельзя, потому что тогда страна лишиться внешнего финансирования.
Олег Устенко (фото – 24 канал)
Вот тут может возникнуть проблема, потому что не понятно, что будет делать Гройсман, и как он будет уговаривать наш парламент проголосовать за его консервативный проект бюджета.
Уговорить ему будет сложно?
Думаю, да. Потому что депутаты поделятся на четыре группы.
Первая группа депутатов будет хотеть любыми способами выбить средства себе на округа. Это будут мажоритарщики, которые полным ходом готовятся к выборам, на которых им нужно снова побеждать. Вторая группа – не мажоритарщики – будет пытаться добрать голоса для своих партий и они будут пиариться на этом бюджете. Это будет достаточно большая группа таких, условно, партийных маркетологов и рекламистов.
Читайте також: Бюджет-2019: какой курс доллара прогнозирует Кабмин Украины
Третья большая группа депутатов – те, кто попытается на этом бюджете заработать. Они постараются в расходную часть вмонтировать какие-то сложные механизмы, которые позволят им получать какую-то материальную выгоду для себя. Ну и может появиться еще одна группа. Тех, кто будет голосовать за какой-то конкретный интерес или лоббировать какую-то конкретную правку, потому что они будут зарабатывать на голосовании. То есть – просто будут голосовать за какую-то определенную сумму.
Олег Устенко (фото – 24 канал)
Поэтому принять бюджет вот в таком умеренном виде, как предлагает Кабмин Гройсмана, будет крайне сложно. Но я думаю, что давление на депутатский корпус будет колоссальное и со стороны Гройсмана, и со стороны Президента. Потому что без этого бюджета сохранить сотрудничество с МВФ будет ой как сложно!
То есть, если депутаты настоят на том, что они расширяют расходы бюджета, то МВФ говорит, что он от нас устал и денег Украина больше не получит?
В моем понимании, вот те деньги, которые мы сейчас должны получить от МВФ, скорее всего, будут последними деньгами, которые дойдут до нас в этом политическом цикле. С очень низкой долей вероятности я бы сказал, что к нам придет еще что-то. Сейчас перед властью уже вопрос в том, чтобы создавать картинку, а не пытаться получать деньги.
Но это точно не добавит нам репутации. Особенно учитывая тот факт, что наше Министерство финансов должно выходить на внешние рынки заимствования капитала, где им подмоченная репутация не нужна.
Олег Устенко (фото – 24 канал)
Гройсман будет, насколько это возможно, на страже этого бюджета. Он бы, возможно, и сам не хотел. Но, учитывая, что на него, в любом случае, переведут все стрелки и повесят всех собак, у него нет выбора – он будет отстаивать этот документ, как минимум в тех макроэкономических параметрах, в которых он сделан. Есть еще один важный момент.
Какой?
Украинские депутаты в какой-то момент времени прозреют и начнут понимать, что доходная часть бюджета незначительна. Тогда они начнут пытаться придумать, как можно быстро найти дополнительные доходы в бюджет. Экономическая теория в этом вопросе очень строга и она сразу говорит – нигде. Еще никому никогда не удавалось в краткосрочном периоде увеличить доходную часть госбюджета. Поэтому если вам нужно сокращать дефицит бюджета – надо сокращать расходы. Но это – не урок и не аксиома для наших депутатов. Поэтому они уже начинают искать какие-то дополнительные источники. Для них этим источником являются акцизы.
Читайте також: Госбюджет-2019: какими будут налоги и какие акцизы вырастут
Их снова могут поднять?
Именно. Поэтому уже сейчас в мягкой форме начинают обсуждать возможность дополнительно поднять акцизы на алкоголь и на табак. Это, возможно и неплохо, если говорить о здоровом способе жизни. Но тут важно помнить вот что.
В прошлом году была договоренность власти с производителями табачных изделий. В прошлом году акцизы были подняты на 30% и по графику, договоренному ранее, было решено увеличивать ежегодно акцизы на 20%, чтобы постепенно довести их до европейского уровня. Но когда нужно закрывать свои "хотелки", то можно и проигнорировать предыдущие договоренности. Поэтому акцизы будут пытаться поднять не на 20%, а на более высокий уровень. То же коснется и алкоголя. Объяснять повышение будут какими-нибудь угодными благородными лозунгами, а не тем, что им нужно больше денег.
Олег Устенко (фото – 24 канал)
При этом полностью игнорируется, что резкое повышение акцизов откроет дорогу контрафакту и контрабанде. Это всегда так работает: когда резко поднимаешь акцизы, то получается обратная реакция в доходах – они уменьшаются и государство недополучает деньги. Из-за роста контрабанды. Этот бюджетный процесс я объясняю, кажется, уже чуть ли не третий год, но он постоянно повторяется. Я вообще удивляюсь, как можно так долго наступать на одни и те же грабли.
Получается, что все те телодвижения, которые депутаты будут производить вокруг проекта бюджета – это все не про экономику и экономическое развитие, это просто раздел средств перед выборами?
Конечно, никто не скажет, что именно ради этого. Но я объясняю это именно так. Эти четыре группы депутатов будут четко видны, они будут хорошо прослеживаться. При этом, в каждой отдельно взятой фракции могут наблюдаться представители всех четырех групп.
А украинская экономика переживет такие склоки вокруг госбюджета?
Думаю, это уже настолько обыденное явление, что оно бы привело в ужас какую-то нормальную страну и налогоплательщиков в нормальной стране. Но не у нас. Безусловно, это – негативный фон. Но для Украины это просто один из негативных фонов, точно – не основной.
Олег Устенко (фото – 24 канал)