Виктор Шишкин, который возглавлял Генпрокуратуру с 1991 по 1993 годы, рассказал, что во время его руководства в автопарке Генпрокуратуры было до 20 авто. Кроме машин для руководства, были так называемые "разгонные" машины для оперативной работы – для следователей и криминальных экспертов, выезжавших на место происшествия.
Читайте также: Как со скандальным повышением Терещука повысился и бизнес его дочери: расследование
Первый Генпрокурор независимой Украины вспомнил, что у него было две машины: "Волга" и "Жигули". С точки зрения экономии бензина в поездках по городу Шишкин пользовался "Жигулями". А когда речь шла о выполнении функций за пределами Киева, тогда, конечно, использовалась "Волга".
Первый Генпрокурор независимой Украины Виктор Шишкин
В 90-х годах Генеральная прокуратура имела больше полномочий: в них входило и следствие, и так называемый "общий надзор". Сейчас у ГПУ меньше всего полномочий в истории независимого государства: в конце 2017 года прокуратура утратила функцию следствия.
Сегодня она не открывает новых уголовных производств, а лишь продолжает расследовать те, что уже начала. Ее функции ограничиваются процессуальным руководством.
Несмотря на это, сейчас в ГПУ крупнейший автопарк за все время ее существования: в нем 103 автомобиля. В первые два года после Революции Достоинства Генпрокуратура вообще не покупала новых машин. Закупки начались только в конце 2016 года: после того, как ГПУ возглавил Юрий Луценко и назначил “завхозом” Генпрокуратуры Константина Моргуна. Официальное название его должности – начальник Департамента информационного, документального и материально-технического обеспечения ГПУ.
Юрий Луценко назначил “завхозом” Генпрокуратуры Константина Моргуна
По данным сайтов ProZorro и Edata, с того времени Генпрокуратура закупила 40 легковых автомобилей и три микроавтобуса. В частности, речь идет о 33 автомобилях Toyota Corolla, 3 Toyota Camry, 2 Toyota Land Cruiser и 2 Mitsubishi Outlander.
С 2011 года машины не покупали. Мы списали около 90 машин. Еще 15 машин передадим на следующей неделе в регионы”, – пояснил причины закупки новых авто Константин Моргун, который кроме своего Департамента также возглавляет и тендерный комитет ГПУ.
Авто в собственности Константина Моргуна и его жены
Впрочем, эти его слова противоречат информации, которую журналистам программы "Наши деньги с Денисом Бигусом" предоставили в прокуратуре в ответ на их запрос. В ней указано, что в 2012-2013 годах Генпрокуратура закупила автомобилей на почти 20 миллионов гривен. На начало 2014 года в автопарке было 69 автомобилей.
Важно то, что большую часть новых автомобилей Генпрокуратура закупила как раз тогда, когда кабмин запрещал это делать. Правительственное Постановление №710 от 11 октября 2016 года "Об эффективном использовании государственных средств" позволяло покупать новые легковые автомобили только для Специализированной антикоррупционной прокуратуры. Это ограничение на приобретение машин сняли только 4 апреля 2018 года.
"Задачей этого Постановления было взять под контроль и минимизировать расходы, скажем так, не первой необходимости", – пояснила журналистам министр финансов Оксана Маркарова. Она отметила, что впоследствии пришло время его пересмотреть, чтобы позволить в пределах расходов тратить на такие нужды, если они являются обоснованными.
Министр финансов Оксана Макарова
Однако в то время, когда действовал правительственный запрет, ГПУ закупила 19 легковых авто на общую сумму около 13 миллионов гривен, не считая закупки автомобилей, на которые запрет не распространялся. Это – 15 авто Toyota Corolla, 2 Toyota Land Cruiser и 2 Mitsubishi Outlander.
Данные сайта "Декларации"
По словам Константина Моргуна, внедорожники купили для работы в прифронтовых регионах. Впрочем, объяснить, каким образом Генпрокуратура обошла запрет в Постановлении Кабмина, в разговоре с журналистами программы "Наши деньги с Денисом Бигусом" он не смог.
Как объясняет ситуацию с закупками спикер Генпрокуратуры Андрей Лысенко – смотрите в программе.