Авторами исследования о политических ботах в Украине и их наиболее распространенных тактиках и инструментах являются Мария Жданова (Университет Глазго) и Дария Орлова (Европейская обсерватория журналистики). Они отмечают, что оксфордские словари назвали словом 2016 года термин "постправда". В течение более чем трех последних лет, со времен Евромайдана и начала российской агрессии в Украине, мы наблюдаем, как эта постправда формирует общественное мнение общества. Украина оказалась на передовой перед многочисленными информационными атаками со стороны восточного соседа. Для распространения всевозможных фейков российская пропаганда активно использует интернет-пространство, в частности, социальные сети. Вспомним знаменитые фейки о "распятом мальчике" или "двух рабах и клочке земли".
Читайте также: Мы еще будем кормить США и Европу, – российская пропаганда поразила новыми перлами
Авторы исследования отмечают: пока шла активная информационная война извне, внутри, в Украине, не менее активно использовались социальные медиа для манипулирования общественным мнением. Исследователи проанализировали, как работают политические боты в Украине и показали это на конкретных примерах. Сайт "24" публикует основные тезисы этого исследования.
Кому принадлежит медиапространство в Украине и где больше всего ботов
Исследователи отмечают, что в политической плоскости среди владельцев медиа на украинском рынке доминируют олигархи. В частности, три четверти украинского телевидения контролируют олигархи – Ринат Ахметов, Виктор Пинчук, Игорь Коломойский, Дмитрий Фирташ. Для своих политических целей они используют целые сети ботов в интернете.
Три четверти украинского телевидения контролируют олигархи
Самой простой и дешевой платформой для создания ботов является соцсеть "ВКонтакте", поскольку там нет жестких мер безопасности. На втором месте – Twitter. Согласно исследованиям, 48 миллионов аккаунтов, или 15% от всех пользователей, на этой платформе являются ботами. Самым стойким в этом плане является Facebook. Эта сеть является эффективной с точки зрения защиты своего API и пользовательских данных. Здесь создавать ботов дороже, и спрос на них все больше растет, ведь именно Facebook является наиболее популярным среди социально-политических элит в Украине.
Какими социальными сетями больше пользовались украинцы
В январе 2015 году на украинском сайте AIN.UA было опубликовано одно из первых в истории интервью с бывшим "ахметовским ботом". Мужчина утверждал, что работал в компании, которая обеспечивала присутствие в Интернете для самого богатого человека в Украине – олигарха Рината Ахметова. "Тролль" рассказал о ежедневных указаниях, которые получал он и его коллеги относительно комментариев и платформ, где они должны быть опубликованы. Для описания своей деятельности он часто использовал термин "бот", что означает поддельный аккаунт, которым руководит проплаченный человек.
Читайте также:Опаснее "ВКонтакте": ряд российских сайтов может попасть под блокирования в Украине
Однако, использование ботов и троллей в украинском общественно-политической жизни – не новое явление. Еще с 2000-х годов их использовали маркетологи и PR-специалисты для создания положительных комментариев и отзывов о продуктах компаний. Тогда ботами в основном были молодые матери, которые хотели зарабатывать деньги при уходе за ребенком дома. Позже эту концепцию подхватили политтехнологи.
Как работают политические боты в Украине
Эксперты, опрошенные авторами исследования, рассказывают, что типичная кампания, направленная на самореализацию политика, дискредитацию оппонента или продвижения определенных проблем среди общества, имеет несколько этапов. Как правило, она начинается с публикации ключевого сообщения, скрытого в новости или статьи на сайте какого-либо средства массовой информации. Эксперты отмечают, что в Украине многие интернет-издания публикуют статьи за деньги. В отдельных случаях такие сообщения публикуются в соцсетях или в блогах.
Затем публикацию комментируют лидеры мнений, их подхватывают другие читатели и дальше тема становится обсуждаемой в обществе. После того, как тема наберет вес в интернете, вполне вероятно, что ее подхватят главные средства массовой информации, включая телевидение, которое до сих пор остается одним из основных источников информации для многих украинцев.
Эксперты отмечают, что рынок ботов в Украине, в отличие от российского, разнообразнее и горизонтальный. Он также более замаскированный, чем российский. Если кремлевская пропаганда часто очевидна, то украинским политикам удается умело ее скрывать.
Украинская политическая пропаганда более замаскированная, чем российская
Несколько инсайдеров рынка, которые отказались идентифицировать свои компании, рассказали, как все работает. Рынок в основном представлен малыми и средними компаниями, которые не имеют публичного профиля. Политические заказы такие компании преимущественно получают через посредников.
В отдельных случаях политической пропагандой в соцсетях занимаются крупные агентства (как одно из направлений деятельности). Их услуги включают платные комментарии и расширение аудитории сообщества за счет ботов. Однако, крупные компании не афишируют таких услуг.
Читайте также: Медиаэксперт рассказал, что делать со "Страною.ua" и другими пророссийскими СМИ в Украине
Типичными задачами от политических клиентов является продвижение политика или политической силы в интернете, распространение определенных сообщений, нейтрализация негативной информации или "нападение" на оппонентов. Многие проекты связаны с выборами. Агентства предоставляют "пакеты" услуг или занимаются лишь отдельными случаями, например, освещением какого-то скандала.
После того, как проект утвержден, компания нанимает команду, которая состоит в основном из студентов. Каждый из них получает рекомендации по дальнейшей работе, например, накрутить рейтинги благодаря поддельным аккаунтам или распространить в комментариях определенный месседж. Как правило, следующие комментаторы постят около 200 комментариев в день. Все обсуждения кампании проводятся с помощью поддельных аккаунтов, поддерживаемых вручную.
Как сообщил один из информаторов, во время парламентской избирательной кампании 2012 года боты получали около 100 долларов США в неделю. Владелец этой небольшой компании указал, что его база включает несколько сотен поддельных аккаунтов Facebook и "ВКонтакте". Это так называемые "расширенные" аккаунты, имеющие до 5000 друзей. Они являются собственностью компании и могут быть проданы в любой момент.
Проведенные опросы свидетельствуют о том, что основные политические партии имеют собственные внутренние подразделения, непосредственно занимающиеся социальными медиа. Собственные политические консультанты определяют, в каком ключе будет продвигаться определенная идея и какими каналами связи. Однако, внутренние отделы SMM иногда передают свои проекты независимым компаниям, упомянутым выше (если они нуждаются в дополнительных ресурсах или в кризисные моменты).
Анализ показал, что подделанные вручную аккаунты являются самыми популярными в Украине в противовес автоматизированным ботам. Один из информаторов сообщил, что в Украине существует одна передовая компания, которая создает ботов и продает их по всему миру, однако, не указал ее названия.
Читайте также: В США планируют создать Центр по противодействию российской угрозе, – Washington Times
Преимущественно политические силы объединяют ручных и автоматизированных ботов для пропаганды в интернете.
Политические боты – преимущественно студенты, выполняющие указания специальных компаний
Виды ботов и сколько это стоит
Сотни фейковых аккаунтов легко покупаются онлайн. Популярными сайтами для таких услуг является https://buyaccs.com/, https://darkstore.biz/ и другие. Стоимость учетных записей Facebook в Украине колеблется от 0,90 до 200 долларов США. Цена зависит от года регистрации, предыдущей деятельности и уровня полноты профиля (фото, друзья и т.д.). Twitter-аккаунты стоят от 0,40 до 90 долларов США, а учетные записи VK – самые дешевые от 0,40 до 1,50 доллара США.
Однако, покупка таких фейковых аккаунтов еще не значит, что они будут работать. Такие страницы могут быть заблокированы уже сетями в связи с подозрительным поведением. Обмануть системы безопасности соцсетей можно благодаря специальным компьютерным махинациям, о которых не всегда знают покупатели ботов.
Читайте также: Разоблачили пропагандистов, которые призывали к провокациям в День Конституции: видео
Авторы исследования выделили несколько типов ботов, распространенных в Украине.
Влиятельные боты – используются для создания массовки для определенных страниц. Такие боты являются неактивными и просто увеличивают рейтинг страницы за счет количества подписчиков. Обычно таких ботов легко идентифицировать с помощью программ BotOrNot, StatusPeople, TwitterAudit тому подобное. Больше всего фейковых страниц такого рода – в Twitter. Активная регистрация ботов на этой платформе началась в период Евромайдана и после начала вооруженной агрессии России в Крыму и на востоке Украины. У пяти самых популярных Twitter-страниц в Украине среди подписчиков – от 1 до 14% ботов.
Усилители – используются для предпочтений, шеров и продвижения определенного контента. Они работают на всех социальных платформах в Украине. Журналисты интернет-ресурса Texty.org.ua провели расследование и обнаружили организованную сеть ботов на Facebook, действующею из России. Боты делали вид, будто они являются украинскими патриотами и распространяли призывы к третьему Майдану.
Жалобщики – боты, которые организовано жалуются на определенные страницы в соцсетях и требуют заблокировать их.
Шпионы – используются для выявления определенного поведения в интернете и привлечения внимания к проблеме.
Сервисные боты – часто определяются как программное обеспечение или скрипты, которые могут помочь автоматизировать процесс создания фейковых аккаунтов, например, они могут автоматически создавать имена или адреса электронной почты. Такое программное обеспечение может создать бота на Facebook в течение 4 минут и даже автоматизировать создание поддельных фотографий идентификационных документов, которое можно послать в техподдержку Facebook в качестве доказательства подлинности пользователя, если бот заблокирован.
Самыми ценными являются боты влияния и усилители, поскольку их труднее создать. Авторы исследования вспоминают, как боты-усилители раздули в Twitter сообщение "Я думаю, что наступает большая война" во время активных боевых действий возле Счастья и Артемовска.
Читайте также: Фейк от Путина: президент России показал Стоуну поддельное видео обстрела Сирии авиацией РФ
Как сообщили информаторы, боты в Facebook пользуются большим спросом для PR-целей и политической пропаганды в Украине. На фейковый аккаунт можно собрать до 5000 друзей в течение трех месяцев. Соответственно, 100 ботов будут иметь доступ уже до сотен тысяч новых пользователей.
Согласно мониторингу украинского сайта Zmiya, у большинства официальных страниц украинских политиков наблюдается подозрительный прирост аудитории. Однако остается неясным, заказывают ли это сами политики, или это является инициативой их советников и агентств CMM.
Прирост аудитории топовых страниц в украинском сегменте Facebook
Один из участников рынка описал сценарий, как с помощью ботов можно продвинуть непопулярные политические решения. Сеть комментаторов или автоматизированных ботов распространяет в соцсетях негативные сообщения об определенном законопроекте, а потом скриншоты с этими сообщениями направляют в СМИ, мол, законопроект стал жертвой кремлевских троллей. Такая "реклама" будет работать в пользу непопулярного решения.
Работа ботов на примере трагедии MH17
Отличным примером интернет-пропаганды в Украине печально случай с MH17. 17 июля 2014 года пассажирский Boeing 777 "Малайзийских авиалиний" сбили в небе над Донбассом. Все 298 человек, находившиеся на борту, погибли. В сентябре 2016 года совместная следственная группа представила первые официальные результаты расследования. Согласно им, самолет был сбит ракетой "земля-воздух", выпущенной из "Бука", который размещался на оккупированной территории. До выхода официальной версии, эта тема подверглась разнообразным спекуляциям в соцсетях, в частности в Twitter.
Читайте также: The Times: российские хакеры получили доступ к аккаунтам тысяч британских чиновников и силовиков
Одна из теорий заговоров была инициирована твитами якобы испанского авиадиспетчера по имени Карлос (@spainbuca), который якобы работал в аэропорту "Киев Борисполь" и утверждал, что видел военный самолет в районе катастрофы.
Пользователь с никнеймом Карлос распространил фейк о MH17
Эту историю быстро подхватил российский канал RT и многие другие СМИ, например, РИА "Новости", ТАСС и другие. Уже 21 июля 2014 года Министерство обороны России обнародовало поддельное спутниковое изображение, которое свидетельствует о проявлении истребителя Су-25 в районе катастрофы.
Позже сайт проверки фактов StopFake доказал, что этот Карлос не мог быть авиадиспетчером "Борисполь", ведь иностранцы не могут работать на таких должностях. Вскоре аккаунт @spainbuca был заблокирован. Впоследствии страница возродилась под никнеймом Людмилы Лопатишкиной. Дальнейшие расследования показали, что эта фейковых страница создана во время активной фазы Евромайдана. В течение февраля 2014 года этот бот распространял пророссийские сообщения, а наиболее активным он был 2 мая 2014 года, во время трагедии в Одессе. Сам Карлос дал интервью испанской версии RT, обвиняя Украину в агрессии и ненависти, но его лицо было прикрыто, и никаких доказательств существования такого человека не было.
Пророссийские сообщение бота @spainbuca в Twitter
Кроме того, ботов активно использовали для того, чтобы блокировать в Facebook страницу журналистов, которые публиковали информацию о сбитом Boeing 777. В частности, такой инцидент произошел с журналистом Сергеем Пархоменко, которого временно заблокировали в Facebook из-за тысячи жалоб от ботов.
Читайте также: Российский пропагандист цинично высмеял украинский язык
Ярким примером автоматизированного бота является пользователь Twitter с именем @TimurKhorev. В сентябре 2016 года, когда были представлены официальные результаты расследования дела MH17, бот работал по следующей схеме: каждый раз, когда кто-то использовал хэштег MH17 в твитах на русском языке, бот присоединялся к разговору и отвечал с ссылкой на поддельную статью, описывающую результаты фейковых расследование. Эксперимент доказал, что теория была правильной: бот реагировал на сообщения, которые не имели ничего общего с контекстом, но просто содержали хэштег MH17.
Ответ Украины на атаку ботов
Авторы исследования указывают, что ответ украинской власти на внешнюю пропаганду в контексте российско-украинского конфликта был очень слабым. Представители правительства утверждают, что они не имеют надлежащего финансового обеспечения для всестороннего мониторинга онлайновой сферы, разработки соответствующего программного обеспечения или создания и управления учетными записями, которые боролись бы с русскими ботами.
В январе 2015 году Министерство информационной политики объявило о своей "Интернет-армии" – добровольной инициативе, направленной на "борьбу российской оккупацией и информационной войной". Согласно сообщениям СМИ, почти 40 тысяч человек зарегистрировались как "Информационные солдаты" министерства. Однако, как отмечают исследователи, "армия" фактически не существует, потому что так и не получила конкретных задач. Поэтому эффективность проекта весьма сомнительна.
Настойчивее попытки ответить на российскую пропаганду осуществляют украинские СМИ и общественные проекты. Так, например, проект StopFake.org – сайт, запущенный студентами, преподавателями и выпускниками Киево-Могилянской школы журналистики – в марта 2014 года развенчал более тысячи фейковых сообщений, созданных в основном, российскими СМИ.
Борьбу с ботами в Украине ведут преимущественно гражданские инициативы
Колоссальное исследования о ботах сделал сайт Texty.org.ua, который проанализировал сеть ботов, которые целенаправленно распространяли сообщения с призывами к третьему Майдану.
Украинский программист с никнеймом Alex Novodvorski (Алекс Новодворский) разработал расширение для браузера Chrome, которое позволило автоматически блокировать тысячи российских сайтов.
В основном борьба с пропагандой в Украине ведется гражданским обществом и частными инициативами, а не централизованно, из правительственных кабинетов, констатируют авторы исследования.
Читайте также: Кто из украинских политиков размещает больше скрытой рекламы в СМИ: результаты исследования