В нем говорилось о том, как государственные бронетанковые заводы перечислили около 100 миллионов гривен за поставку деталей фирмам "Ренал" и "Оптимумспецдеталь", которые выводили полученные деньги в "обнальные ямы". При этом сам факт поставки ними деталей на БТЗ оставался под вопросом, а если он и произошел, то происхождение этих деталей было бы непонятным, пишет Bihus.info.

Читайте также: Как государственный "Спецтехноэкспорт" научился поставлять авиазапчасти из "ниоткуда"

После выхода сюжета руководство ГК "Укроборонпром" и ГП "КБТО" пригласило "Наши деньги" на Киевский бронетанковый завод, чтобы продемонстрировать, как происходит прием и испытание деталей на заводе в целом, как происходила поставка от "Реналь" и "Оптимумспецдетали" в частности, и рассказать, куда эти детали в конце концов попали.

Журналистов "Наших денег" пригласили на Киевский бронетанковый завод

В частности, съемочной группе "Наших денег" продемонстрировали, как происходит проверка и прием мостов на БТР, о которых говорилось в расследовании. На КБТО их устанавливают на специальный испытательный стенд, где проверяют работу дифференциала, и только после собственной проверки принимают. Таким образом, уверяют на заводе, не поставить товар вообще или же поставить некачественный – невозможно.

Журналистам продемонстрировали, как происходит проверка и прием мостов к БТР

Компании "Ренал" и "Оптимумспецдеталь" действительно поставляли запчасти на завод, объясняет руководитель КБТО Вадим Шкавро. Однако показать ни один из механизмов / запчастей сейчас на заводе не могут, поскольку их уже не осталось – все были использованы. При этом Шкавро неоднократно подчеркивает, что они использованы не для украинской армейской техники, как было указано в расследовании со ссылкой на материалы судебных дел, а для экспортного контракта: "Ни "Ренал", ни "Оптима" не принимали участия в ГОЗе (государственный оборонный заказ, – "24"). Эти изделия шли на "Тайский контракт". Это был большой "Тайский контракт" между Украиной и Королевской тайской армией на поставку определенного количества БТРов. Контракт был успешно завершен в марте 2016 года. С Киевского завода пошло туда более 50 БТРов".

Читайте также: Как военные отказались от жилья на 100 миллионов

Каждый механизм приходит на завод с паспортом, однако паспортов на механизмы, которые поставляли "Ренал" и "Оптимумспецдеталь", на КБТО также не осталось. Оригиналы, по словам Шкавро, также в Таиланде, а копий завод себе не оставляет: "Все машины идут вместе с документами. У нас остается только журнал и дело ремонта".

Электронной базы и отчетности КБТО не имеет: журнал входного контроля в оригинале ведется от руки, с указанием в табличке номеров механизмов и номера заказа, на котором установлено изделие. По просьбе найти в этом рукописном журнале поставки "Ренал" и "Оптимумспецдетали" журнал у съемочной группы забрали. Последний документ, из которого можно было бы узнать происхождение техники – акты входного контроля. Однако все акты за тот период, говорят на КБТО, изъяла в рамках уголовного производства прокуратура.

Журнал входного контроля в оригинале ведется от руки

Объяснить происхождение механизмов / запчастей, которые на завод поставляли "Ренал" и "Оптимумспецдеталь", на КБТО не смогли. По словам самих "оборонпромовцев" до 2014 года для БТР-3 около 45% всех комплектующих поставлялись из России, а производить те же мосты в Украине начали не ранее 2016 года, и даже сейчас не вся украинская продукция при проверке на стенде проходит испытания. История с поставкой фирмами деталей, которые по цепочке были якобы закуплены у фиктивных компаний, случилась как раз в промежутке – в 2015 году.

Однако на заводе настаивают, что бестоварные операции их поставщиков – это вопрос к поставщикам, а не к КБТО, поскольку у самого завода "безтоварки" не было. КБТО детали получил, в подтверждение чего съемочной группе показывают фотографии "приемки".

Откуда эти детали материализовались в "Реналь" и "Оптимумспецдетали", уверяет руководство завода, им, в целом, не важно.

Я не только не припомню, я понятия не имею, кто был производителем. И, если честно, даже знать не хочу. Нам поставили изделия, которые мы проверили согласно входному контролю, поставили на машину, приехали дважды тайцы, которые проверили, после этого машина поехала туда. Откуда мы знаем, кто производитель. Почему мы, в принципе, должны знать, кто производитель?
– удивляется Вадим Шкавро.

Вместе с тем, в распоряжении редакции "Наших денег" есть документы, которые свидетельствуют, что "Ренал" и "Оптимумспецдеталь" не только срывали поставки по срокам. "Оптимумспецдеталь" могла несколько месяцев не поставлять уже предоплаченные детали или поставлять такие, что по качеству не проходили входной контроль завода. А "Ренал" привозил механизмы не к той технике, их надо было, но не всегда было возможно "доработать", или механизмы с недостающими деталями, которые входной контроль отбраковывал, потому что их невозможно было даже установить на испытательный стенд и проверить.

"Оптимумспецдеталь" могла несколько месяцев не поставлять уже предоплаченные детали

"Оптимумспецдеталь" могла поставлять детали, которые по качеству не проходили входной контроль завода

"Ренал" привозил механизмы не к той технике

Последнее – информация из служебной записки входного контроля, датированной сентябрем 2015 года, по рычагам, редукторам и мостам. Это именно тот период и те детали, которые "Ренал" якобы закупал у "Оптимумспецдетали" и "Интер Стали" и в отношении которых так до сих пор и не завершила свое расследование прокуратура.

Полный выпуск расследование программы "Наши деньги с Денисом Бигусом" смотрите здесь.