Когда-то лучшая школа Луганска – сегодня место, из которого убегают

26 сентября 2018, 08:40

До войны 36-я школа в Луганске считалась одной из лучших. Детей туда брали после экзамена. Могли запросто отказать, если не эрудирован, не знает цифр, не может быстро сориентироваться, не понимает логических задач, не подготовлен.

Все, правда, знали и другое, что предпочтение в школе отдают детям богатых и именитых родителей, кто в дальнейшем будет школе помогать финансово, а на все денежные поборы (окна, двери, ремонт туалета, телевизоры, новые полы, шторы, мебель и прочее) будет отдавать деньги без скрипа и по первому требованию.

Читайте также: Донбасс вернется в состав Украины, — Бессмертный

Но для простых "смертных" была негласная такса – 200 долларов директору, и ребенок с любой эрудицией и интеллектом тоже попадет в эту школу. Родители со средним достатком вспоминают те десять лет как тотальный кошмар – бесконечные поборы, прессинг на вылет по знаниям, прессинг от одноклассников из-за одежды. Но результат того стоил! Да, были нюансы, куда уж без них.

Английский с первого класса. Немецкий или французский язык на выбор с пятого класса. После китайский. Школа исключительно гуманитарная, математиков не готовила, считали, что со свободным владением "иностранным" математика никому не нужна.

Многие детишки еще в школе "подвязывались" зарабатывать себе карманные деньги репетиторством и переводами – кто-то занимался с малышами, кто-то переводил на заказ тексты, кто-то пропадал в брачных агентствах. Родители только рады были – и практика, и живые деньги ребенку. Конечно, поступить на языковой факультет любого местного вуза для выпускников этой школы был вообще не вопрос. Хотя родители смотрели шире – считали, что язык уже есть, нужна теперь нормальная специальность.


Даже будучи школьниками, ученики старших класов занимались с детками

А на деле выходило так: кто пять лет в вузе не стоили ничего против десяти лет в языковой школе, и даже с дипломом о высшем образовании очень многие так и зарабатывали своими еще школьными знаниями – переводчиками, репетиторами, а кому повезло выезжали за границу с очень хорошим разговорным английским.

Правда, в каждом случае такого вот успеха все было не так просто – родители с первого класса нанимали репетиторов. Сначала по одному языку, потом по двум. И, конечно, с усиленными дополнительными занятиями ребенок овладевал-таки языком. Школа говорила – вооот! Кто-то сомневался? И если родители имели какие-то претензии, что математики ребенок не знает, а языку его научили все-таки больше на частных занятиях, чем в школе, ответ был всегда один – учиться нужно было лучше, у каждого разные способности.

После войны репутация школы осталась прежней, но учителей почти не осталось. Выехали кто куда, даже в Китай. Директор ушел в другую школу. Родители по-прежнему стараются отдать ребенка именно в 36-ю школу, репутация у нее языковой школы завидная. На второй язык худо-бедно учителя находятся, ни о каком китайском и речи уже нет – некому учить. И в местные вузы на лингвистические факультеты ребенок-то после школы поступит, но что дальше?

Знакомая шепчет мне:

"После десяти лет в школе, после кучи денег на репетиторов, моя дочь говорит на двух языках. Она уже с шестого класса подрабатывала. Но что дальше? Сейчас учится здесь на переводчика, куда пойдет работать, ни она, ни я не знаем. Лучший вариант – остаться на кафедре или выезжать. Дочь не скрывает, что за три года в вузе она только деградирует".

Читайте также: Донбасс стал головной болью для России, — Foreign Policy