Красовицкий: В Украине без проблем может появиться своя Джоан Роулинг
Генеральный директор и основной владелец харьковского издательства "Фолио" Александр Красовицкий – не просто человек, который создал одно из самых успешных украинских издательств. Он один из тех, кто начал формировать книжный рынок в Украине и до сих пор активно над этим работает.
О том, чего сегодня не хватает книгоиздательскому бизнесу в Украине, каким в его представлении является интересный автор, и когда в нашей стране может появиться собственная Джоан Роулинг, Красовицкий рассказал в интервью сайту "24".
Книги в современном мире – это что такое?
То же, что и в мире более раннем. Их функция совершенно не изменилась. Это – главный носитель стабильных знаний. Ошибочно говорят, что книги – носитель информации. Носитель информации – это слишком суженная формулировка. Книги – именно носитель знаний, не преумаляя и не преувеличивая их значение.
Часть книжного рынка, которая в цивилизованных странах уменьшилась в связи с появлением интернета, это – словари и энциклопедии. Они, очевидно, носят именно чисто информационные функции. Все остальные сегменты рынка или немножко видоизменились, как, например, путеводители и альбомы живописи, или остались такими же, как художественная литература.
Независимо от формы – печатной или электронной?
Электронная книга – тоже книга. В любой цивилизованной стране, где принято производителю платить, а не воровать у него, это просто дополнительная часть рынка, по отношению к бумажной книге.
Если книги – это носитель знаний, то издательский бизнес – это что?
Это – интеллектуальный бизнес. Те, кто создают книги, являются интеллектуалами, те, кто их читает – или являются интеллектуалами, или хотят ими стать. Те, кто работают с книгами – это проводники между первыми и вторыми.
Соответственно, они тоже – интеллектуалы?
Не всегда. Один книжный спекулянт, когда мы начинали бизнес, мне говорил: "Честно скажу, у меня дома нет ни одной книжки. Но я в них очень хорошо разбираюсь, как в товаре".
Интеллектуальный бизнес отличается от любого другого?
Отличается.
Чем?
Он непредсказуем с точки зрения традиционных средств маркетинга. У него другие законы. Пример: Джоан Роулинг. Написала свой первый роман о Гарри Поттере, тыкалась по издательствам, издатели не брали его и говорили, что это не должно продаваться. Потом она пришла в одно издательство, где его взяли – и это вылилось миллионами и миллионами экземпляров. Если бы это был традиционный товар, такого не произошло бы. Первое же издательство взяло бы этот товар и заработало бы на нем деньги.
Второй пример – Андрей Курков. Прежде чем он состоялся как писатель в Украине, он состоялся как писатель в мире. Много лет он рассылал переведенные им самим отрывки из собственных произведений. В 500 мировых издательств. В 500! До появления интернета. И регулярно получал отказы. Например, одно из крупнейших английских издательств "Харвелл" написало ему ответное письмо: "Уважаемый господин Курков! Мы издаем только качественную литературу. Поэтому, к сожалению, Вам придется обратиться в другое издательство". Он продолжал обращаться. Пока, наконец, швейцарское издательство "Диогенес" не оценило его книги. Оно купило права, в том числе и на остальной мир. Его начали переиздавать в разных странах и спустя 10 или 12 лет издательство "Харвелл" перекупило права на издание тех же книг Куркова, на которое оно когда-то ответило отказом. Если бы это был какой-то другой товар, например – мебель, то я не представляю подобной ситуации.
Для Вас лично издательский бизнес – это что?
Учитывая, что я в нем уже 27 лет, то это больше половины вообще всего, чем я занят в своей жизни. Все время суток, за исключением сна в течение 27 лет – все посвящено этому делу.
Книги для удовольствия, а не по работе, читаете?
Те книги, которые по работе, читаю на планшете. А как читатель предпочитаю бумажный вид, и таким образом для себя это разграничил. Но это не означает, что те книги, которые я читаю по работе, не приносят мне удовольствия. Другое дело, что те книги, которые читаю на бумаге, точно интересны мне как читателю.
Постоянная работа с книгами развивает?
Безусловно. Я считаю, что образованный человек должен читать книги в соотношении 1:1 – художественные и нехудожественные. Кому-то из категории нон-фикшн нравятся книжки про устройство нашего мозга, кому-то – про то, как вести себя в приличном обществе. Мне, например, нравятся книги по истории, с большим количеством фактов. Все развиваются по-разному. Если читаешь такие книжки – ты развиваешься. Если читаешь художественные книжки – ты тоже развиваешься, потому что ты развиваешь собственную фантазию.
Когда говорят о том, что школьники стали меньше читать, это говорит о том, что к выходу из школы школьники становятся менее творческими людьми, чем были их предшественники.
Чем отличается Александр Красовицкий нынешний от Александра Красовицкого начинающего?
Первое отличие касается того, что я говорил о маркетинге. Абсолютная часть решений принимается издателями интуитивно. Исключением являются школьные учебники, женские романы, детективы и фантастика – те жанры, где можно построить длинную серию, или где есть объективный фактор, как школьная программа. Во всех остальных книгах есть много субъективного. Каждый раз, когда мы издаем книгу, надо придумать вид переплета, обложки, сорт бумаги, формат, кегль, еще какое-то количество менее значимых факторов. От всего этого зависит цена книги, ее внешний вид и то, на какую аудиторию она рассчитана. И сначала, нужно представить, кто является читателем этой книги по определению.
Так вот, когда мы начинали издавать книги, я точно не умел оценить, на кого направлена любая книга. Я-начинающий и я-нынешний отличаются, в первую очередь, этим пониманием: сначала надо придумать, кому продавать книгу, а потом уже – думать, как ее сделать. Нельзя сначала взять рукопись, а потом ее издать. "Фолио" сейчас практически не печатает книг, которых мы не заказали. Все, что мы издаем, – это продукт, созданный в диалоге издателя с автором.