Крупным планом: "Вынужденная" монополизация авиационного рынка Украины
Скандал на украинском рынке авиации в самом разгаре. Последний приказ главы Государственной авиационной службы заставил выйти с протестом мелкие авиакомпании. Что заставляет бить тревогу украинских авиаперевозчиков?
Глава Государственной авиационной службы Украины — человек Коломойского?
Денис Антонюк, глава Государственной авиационной службы Украины, без конкурса и опыта государственной службы получил право управлять департаментом Министерства инфраструктуры, проработав перед этим в компании Игоря Коломойского 17 лет. Антонюка называют прямой креатурой Коломойского.
В историю украинской авиации Антонюк войдет как победитель лоукостов. Именно его скандальный приказ стал одной из причин того, что бюджетные авиакомпании постепенно покидают рынок. А вместе с этим украинцы теряют надежду на доступные путешествия. Закрытие компании "Wizz Air Украина" вызвало скандал на рынке авиаперевозок. Венгерская компания решила закрыть украинскую "дочку". Как следствие — количество рейсов из Украины уменьшилась вдвое.
То, что вопрос идет о недобросовестной конкуренции и по сути монополизации рынка, очевидно. И в том числе мы видим, что в этом есть коррупционные проявления. Назначение Антонюка происходило тогда непрозрачно. Это было так называемое "быстрое" назначений. Это человек Коломойского, надо четко понимать, какое это имеет отношение к МАУ. Это было по согласованию с тогдашним и нынешним премьер-министром Арсением Яценюком,
— отмечает Секретарь комитета по вопросам противодействия коррупции Дмитрий Добродомов.
"Вынужденная" монополизация авиационного рынка
Физически компанию "Wizz Air Украина" планируют сохранить. Однако восстанавливать полеты они пока не собираются. Официальное объяснение — "сложная экономическая ситуация" и неопределенность новых правил для авиации. Из-за глубокого кризиса такое решение является логическим для иностранных инвесторов — бизнес есть бизнес. Но что подразумевало руководство Wizz Air, когда говорило о "неопределенности законодательства"? Неужели после семи лет работы на рынке руководители компании перестали понимать Воздушный кодекс Украины?
Вслед за "Wizz Air" "свернули крылья" еще несколько авиакомпаний.
Харьковских авиалиний уже нет. UTair и Wizz Air также. Другие компании едва держатся. Если государство и дальше будет продолжать такую политику на рынке авиации, то останется только один перевозчик на всю страну. Это соответственно приведет к монополизации рынка,
— отметил президент авиакомпании UM AIR Родриг Мерхеж.
Невероятно, но в то время как кризис тормозит бизнес одних компаний, другим он дает "зеленый свет". Удивительно стойко выдержали экономические испытания "Международные Авиалинии Украины", владельцами которых называют олигархов Арона Майберга и Игоря Коломойского. В этом году базовый перевозчик МАУ открыл 16 новых рейсов.
Как подобная политика повлияет на рядового украинца? Его лишат права выбора, а базовый перевозчик будет диктовать свои правила. Сегодня билет на самолет для европейца стоит от 20 евро, то есть, как ужин в ресторане. Тогда как для украинца это предмет роскоши, а не вид транспорта.
Новые критерии на получение лицензии
Согласно нововведениям Антонюка, лицензию могут получать только те компании, владельцами которых является государство Украина или ее граждане. Он считает, что это позволит обеспечить финансовую безопасность.
Неужели и в самом деле украинское происхождение гарантирует стабильность? Дело банкротства отечественной компании "Аэросвит", которую тоже связывают с Коломойским, не выдерживает никакой критики.
Согласно данным Единого реестра государственных предприятий в соревновании на открытость и прозрачность победу получает "дочка" турецких авиалиний "Atlasjet Украина" по сравнению с национальным перевозчиком МАУ. "Международные авиалинии Украины" вспоминают только своего официального директора — Юрия Мирошникова. А турецкие "Atlasjet", для спокойствия чиновников, указали даже конечного бенефициара, то есть лицо, которое получает прибыль. К сожалению, это не помогло им в борьбе за украинскую лицензию на авиаперевозки.
Если Госавиаслужба заявляет о том, что политика — это политика поддержки так называемого национального авиаперевозчика, то надо говорить об этом прямо. А не говорить о том, что иностранные инвестиции к нам не идут. Но разве не идут?
— комментирует адвокат Андрей Гук.
В свою очередь Денис Антонюк заявляет, что такую ситуацию в стране назвать монополией можно лишь условно. Он ее классифицирует как "вынужденную". Из-за так называемой "вынужденной" монополии сотни рабочих в сфере авиации потеряют работу, а жители Украины забудут об отдыхе на Средиземном море. Теперь даже российские диверсанты будут летать "Международными авиалиниями Украины".
Мастерски распиаренный проект "деолигархизации" не нашел своего воплощения на практике. Пока толстосумы продолжают делить сферы влияния и расставлять своих "пешек" в украинском правительстве, Украина остается закрытой как для иностранных инвестиций, так и для "жизни по-новому".