Легализовать все: безболезненное узаконивание подержанных иномарок

1 марта 2017, 19:00
Читати новину українською

Украинцы заинтересованы покупать в Европе дешевые подержанные авто. Но проблема – растаможка такого транспорта в Украине выльется в такую же сумму, как и сама покупка. Власть при этом подчеркивает, что таким образом защищает отечественное производство – которого, по факту, несколько лет нет. В тонкостях легализации европейских иномарок и угрозах, связанных с ней, разбирались журналисты сайта "24".

В январе владельцы подержанных авто из Европы устроили акцию для привлечения внимания к проблеме: требовали от властей принять закон об урегулировании транзита и временного ввоза автомобилей из-за рубежа.

По действующему украинскому законодательству, чтобы официально зарегистрировать привезенное из Европы авто, нужно, чтобы оно соответствовало эко-стандарту – не ниже Евро 5, а также заплатить таможенные платежи: таможенная пошлина, НДС, акциз. (Пошлину, правда, несколько снизили, но об этом далее).

Машина без украинской регистрации может передвигаться по стране не более 10 дней. Иначе придется заплатить штраф:

просрочка на 1 сутки – предупреждение или штраф 170 гривен;
просрочка от 2 до 10 суток – штраф 3400 гривен;
просрочка свыше 10 дней – штраф 8500 гривен.

Иностранных автомобилей, по данным Государственной фискальной службы, в Украине в целом 100 тысяч. Но неофициальные данные в 10 раз больше – то есть более миллиона машин.

Очереди на западной границе – "вина" владельцев автомобилей без украинской регистрации

Защитить. Кого?

Схемы ввоза подержанных иномарок существовали с начала независимости Украины, рассказал в комментарии сайту "24" автоэксперт Виталий Максимов. В 1994 году президент Леонид Кучма первым запретил ввоз автомобилей старше 10 лет. До этого спокойно ехали в Украину машины любого возраста и состояния. Это стало определенным "ударом", но сделано это было в защиту украинского производителя, который тогда еще существовал.

Сейчас у нас в Украине драконовские законы, защищающие отечественного автопроизводителя. Но, если откровенно, его де-факто не существует уже более 2 лет. Продаж нет. Особенно после 2014 года, с начала войны. Мы сейчас сталкиваемся с тем, что защищаем то, чего нет,
– отметил Максимов.

До этого, пояснил он, с момента снятия с производства "Таврии", которая была действительно украинским автомобилем, со стопроцентной локализацией производства в Украине, украинский автопром тоже был довольно странным явлением: это были сначала корейские, затем американские и китайские авто, которым здесь, условно, прикручивают колеса и красят. Локализация достигает около 30%.

Вопрос – в цене

Таким образом, "защита" отечественного автопрома заключается в огромных пошлинах, акцизе на каждый кубический сантиметр двигателя ввозимой иномарки. И получается, что мы на самом деле защищаем не отечественного производителя, а дилеров, что завозят новые машины. Потому что сейчас подержанный автомобиль из Европы стоит почти как новый. Например, по словам Максимова, приличное Ауди с растаможкой составляет цену новых Ситроена или Тойоты.

Цены в Европе на подержанные авто на 30 или даже 50% ниже, поэтому наши люди хотят их оттуда везти. Особенно это касается тех, кто хочет привезти авто за 2-3 тысячи долларов. В Украине таких цен нет – или это просто какие-то "коряги" советского производства или латаные-перелатаные, составляющих проблему и опасность для украинского дорожного движения,
– пояснил эксперт.

И сейчас идет полемика, что авто на литовских, польских или других номерах – катастрофа и проблема, потому что владельцы не вкладывают в них деньги, не проходят ТО, не ремонтируют их, создавая таким образом опасность. Это отчасти правда – но не стопроцентная. Эти люди действительно – недорого завозят те машины сюда и впоследствии могут даже просто отдать их на запчасти.

Но если бы эти машины можно было официально оформить, растаможить, заплатив какие-то условные 500-600 долларов, как в Грузии, то тогда уже машина получила бы статуса собственности. И уже такое авто украинец бы ремонтировал, проводил ТО и тому подобное. К тому же, привезенная из Европы 10 и даже 15-летняя машина в гораздо лучшем состоянии, чем та, которая 10 лет ездила по нашим дорогам,
– уточнил Максимов.

Ответ – в законе?

Схема ввоза подержанных авто из Европы, сейчас – это исключительно "дыра" в законе, считают автоэксперты. Она была удобна для всех: таможенников, гаишников, чиновников – все они постоянно "доили" простых людей.

Читайте также: Как полиция и таможенники охотятся за нерастаможенными автомобилями

Максимов считает логичным простой выход: узаконить ввозимые автомобили. Или запретить. Хотя это маловероятно – они же и дороги могут заблокировать. Поэтому нужно обнулить ситуацию: к какой-то дате ввозимые авто обложить определенным налогом, привязанным к объему двигателя, например, и поставить машину на учет официально. Далее – поставить уже другие условия и ограничения, какие-ьл конкретные правила.

Сейчас на рассмотрении в Верховной Раде находится законопроект 5567, который и имеет целью изменить правила ввоза автомобилей и урегулировать их.

Мы предлагаем внести изменения в закон: дать возможность гражданам Украины временно, на период до года, ввозить автомобиль с иностранной регистрацией на платной основе. В бюджет будет уплачиваться определенная сумма денег, в зависимости от марки автомобиля, от объема двигателя, от суммы налоговых платежей в случае, если бы автомобиль хотели растаможить полностью. Это означает, что будет определенный процент от общей суммы этих платежей. В среднем получается от 150 до 300 евро и более в год, в зависимости от автомобиля,
– пояснил народный депутат, автор законопроекта Юрий Деревянко.

Это может быть началом наведения порядка. Но закон могут не принять, считают эксперты.

Автобизнес новый и не очень

Не примут – потому что против такого урегулирования вопроса очень сильно выступают продавцы новых авто. Мол, это еще уменьшит рынок продаж новых машин. И, соответственно, поставит под угрозу деятельность и автосалонов, и их работников.

Впрочем, выход есть, уверен Максимов. Эти сервисы и салоны могли бы быстро переориентироваться на подержанные машины.

Да, страна потеряет какие-то поступления от этих автосалонов, но вместе с тем – она может получить толчок для тех, кто продает запчасти, и кто ремонтирует машины. А это – огромный рынок. Поэтому значительно больше украинцев смогут позволить себе автомобиль. Ведь разница между 7 тысячами долларов и 3,5 – для среднего украинца значительная,
– пояснил эксперт.

Правда, есть и другая сторона медали: если это произойдет, то Киев, например, вынужден будет пересесть на метро. Поскольку в свете последнего моста, который "устал" – просто будет стоять в пробках. Но это уже, как говорится, другая история.

Пошлина на защите

Одним из шагов навстречу решению вопроса подержанных европейских авто стало уменьшение ввозной пошлины для них, считают эксперты.

Перед введением этой нормы также возникало немало опасений, что после этого Украину наводнят старые европейские машины. Но этого не произошло. По подсчетам "Укравтопрома" в 2016 году ввезли в Украину 30 713 автомобилей из Европы, что на 1% меньше, чем в 2015 г. По легковым все тот же рост – почти 17,5 тысячи штук, но это треть от прогнозируемого. А по итогам января 2017 года б/у иномарки таки завоевали 35% рынка продаж – 3540 единицы, или на 58% больше, чем в январе 2016.

Читайте также: Что такое автомобильный экостандарт: как с этим жить украинцам