Мыкола Журавель - художник, который не потерял себя
Искусство с вызовом! В хитросплетениях линий и образов на своих работах художник Мыкола Журавель ставит неудобные социальные вопросы, исследует проблемы в природе и обществе, находит прекрасное в мелочах.
Творческий путь мастер начинает еще в СССР. Говорит, что тогда в художниках убивали их природу.
"Художник - это человек, который не может быть в системе тоталитаризма. Я жил в Советском Союзе, знаю, что это такое, когда на дипломах, курсовых запрещали делать другие темы, кроме партийных", - художник Мыкола Журавель.
Признается, не раз думал бросить все и уехать. Впрочем, любовь к родной земле и ее культуре сделать этого не дала. Выдерживая коммерческое давление, художник организует первые выставки.
Вместе с единомышленниками Петр Бевзой, Алексеем Литвиненко, Александр Животков и другими становится соавтором смелых проектов. Посвящает выставки 350-летию Переяславской Рады и войне в Чечне. В стенах галерей художники "озвучивают" то, о чем интеллигенция говорит на кухнях.
"Ты создаешь мир воображения, а затем масса людей может почувствовать свободу благодаря этим схемам", - художник Мыкола Журавель.
Формирует изо дня в день и свой собственный творческий почерк. Возрождает искусство левкаса. Старинную технику Журавель переосмысливает на свой лад.
Над каждой работой мастер работает возвышенно, вкладывает высокую идею. В проектах появляется экологическая составляющая. В начале 2000-х Мыкола Журавель начинает воплощать свой масштабный замысел - проект "Пасека", посвященный Петру Прокоповичу, который два века назад изобрел новую систему ульев, которые не убивают пчел.
Собственные действующие деревянные арт-объекты художник размещает в нескольких украинских селах. Инициативу высоко оценивают и за рубежом. В частности, Международный экологический комитет Швейцарии, который тогда занимался исследованием проблемы массовой гибели пчел. Сам художник подчеркивает, что проект живет параллельно с проблемами в обществе.
"Мыкола Журавель провел параллель между безрассудством насилия в социуме и тем, как логично организовано пчелиный рой. В идеале любое общество может быть организовано именно так", - галерист Наталья Андреева.
Новый этап развития "Пасеки - Apiari" Мыколай Журавель продолжает на Венецианском Биеннале 2011 года. Тему "Свет" он снова трактует через образы насекомых. В одной из крупнейших церквей города - Сан становится - он строит 6-метровую деревянную скульптуру из дерева, ткани и воска.
"Для пчел улей и соты имеют сакральное значение, потому что это спасение. А для жизни человека - духовного, осмысленного - очень важную роль играет церковь. Я сделал акцент на этом. И превратил церковь в улей, создал образ пчелиного улья, только в церкви", - художник Мыкола Журавель.
Тему света продолжает воплощать и в новых работах. В своих формах и знаках ищет любовь, вдохновение, весну. Создает своеобразную музыку полотен.
От и до, от конца рамки и до края рамки - оно все заполнено, заполнено прекрасно. Он пишет прекрасную страницу в украинском искусстве", - художник Иван Марчук.
"Сама экспозиция - она очень философская, очень романтичная, нежная, полная любви", - галерист Максим Волошин.
Сегодня Мыкола Журавель, как и в начале творческой карьеры, - в постоянном поиске. Говорит, как и большинство творческих людей, переживает за судьбу Украины.
А из-за кризиса в обществе ищет все новые формы творческого протеста, развивается и совершенствуется.
Мечтает о развитии украинского искусства и надеется уже никогда не вернуться к "совку", где художники теряли собственную личность и становились представителями власти.