Что стало причной заявления Трампа и как это может изменить ситуацию на Донбассе, разбирались журналисты сайта "24".
США хотят нивелировать значение минских соглашений
По мнению политического эксперта Сергея Постоловского, предложение Трампа связано с тем, что минская площадка не работает уже четвертый год. И США хотят сменить место переговоров по урегулированию ситуации в Украине, чтобы нивелировать значение всех минских соглашений.
Читайте также: Украина готовится к новой войне, – у Лаврова отреагировали на закон о реинтеграции Донбасса
Это заявление продиктовано объективной реальностью. Минск не работает. Соглашения не выполняются. Следовательно, нужен другой формат. США пытаются его создать, хотя вряд ли они будут его непосредственными участниками,
–- рассказывает эксперт.
Как напоминает политолог, Минск был в свое время выбран, потому что между Беларусью и Россией – особые отношения, и на переговорах в Минске первую скрипку играет Москва. По словам Постоловского, если США будут менять площадку, то Вашингтон будет выбирать и его актеров – переговорщиков. При этом США будут оставаться за кулисами и будут кукловодами.
Трамп пытается играть первую скрипку в диалоге с Путиным
Если меняется место переговоров, то изменятся и условия. В новых договорах Украина и Запад в лице США могут настаивать на исключении пунктов об особом статусе ОРДЛО и проведение там местных выборов,
– считает Постоловский.
Читайте также: Путин играет на том, что Запад боится замораживания конфликта на Донбассе, – эксперт
Конечно, есть вопрос – удастся ли в новом формате посадить Россию за стол переговоров в качестве стороны вооруженного конфликта против Украины. Тем более, что Россия цепляется за Минск, как за спасательный круг, чтобы вывести себя из-под санкционного удара и избежать ответственности за развязывание войны против Украины. Ведь минские договоренности подписали представители так называемых "Д/ЛНР", и Кремль постоянно подчеркивает, что Киев должен вести прямые переговоры с сепаратистами. И изменение договоренностей может означать одно: Россию признают стороной вооруженного конфликта.
С другой стороны Запад, в том числе и спецпредставитель США в Украине Курт Волкер, не раз подчеркивал, что минские договорённости – безальтернативная дорожная карта. К тому же, украинский парламент принял закон о деоккупации, где, хотя и в преамбуле, Россия названа агрессором, и косвенно есть привязка к минским соглашениям. Поэтому возникает определенная коллизия. Минские договоренности не работают, но действительно ли США готовы их менять, и какие у Вашингтона аргументы и рычаги влияния на Москву, чтобы Кремль согласился уступить?
Кроме того, по мнению председателя правления Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимира Фесенко, пока Россия участвует в переговорном процессе, это свидетельствует, что Кремль готов договариваться.
Из Минска в Астану?
Как выяснилось позже, идею о переносе места переговоров высказал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. И, как отмечает политический эксперт Василий Мокан, пока эта идея – не официальная позиция США или элемент стратегии Белого дома. Об этом известно со слов Назарбаева, и инициатива, очевидно, принадлежит президенту Казахстана.
Назарбаев в 2014 году активно лоббировал идею проведения переговоров по урегулированию конфликта в Украине в Астане. Очевидно, Назарбаев хотел подыграть Путину. Трамп мог просто согласиться с Назарбаевым в частной беседе,
– говорит Мокан.
Политолог также отмечает, что Минск был выбран для переговоров, как удобный логистический город, куда готовы были приезжать лидеры Нормандского формата, и в Украине это не вызвало оговорок. По его мнению, место проведения переговоров является второстепенным, когда нет желания к настоящему урегулированию конфликта, нет точек соприкосновения у противоположных сторон.
Назарбаев хочет стать любимцем Путина?
Если Минск перестанет быть переговорной площадкой, это не будет означать прогресса в реализации минских договоренностей. Прогресс будет не благодаря проведению переговоров в Минске, а после предварительной подготовки для проведения встреч лидеров стран "нормандской четверки". Соответственно, достижения конкретных политических договоренностей, которые будут предусматривать взаимные уступки со стороны РФ и Украины,
– отмечает Василий Мокан.
Поэтому, по словам эксперта, вряд ли эта идея будет реализована. Во-первых, если будет избран европейский город, то в Европе действуют санкции против РФ. Во-вторых, Казахстан – достаточно ангажированная и дружественная России страна, следовательно, не может быть нейтральной стороной.
Впрочем, как считает бывший посол США в Украине Джон Хербст, перенос переговоров по урегулированию ситуации на востоке Украины из белорусской столице в другое место будет полезным, если это убедит Москву выполнять свои обязательства по минским договоренностями.
В комментарии "Укринформу" американский дипломат отметил, что минский процесс остановился еще в начале сентября 2014 года.
После достижения первых минских договорённостей не было фактически и дня абсолютного прекращения огня, и к тому же российские войска захватили еще больше территории Украины,
– сказал Хербст.
Торги по реализации минских соглашений продолжаются
Кремль загнал себя сам в сложную ситуацию. Россия была бы не против выйти из конфликта на Донбассе, но, оставив себе Крым и вернув ОРДЛО Украины, разумеется, на российских условиях. Об этом в очередной раз заявил министр иностранных дел РФ Лавров, который сказал, что сначала Украина должна провести амнистию боевиков, закрепить особый статус Донбасса в Конституции, провести выборы на оккупированной территории. И только после этого возможна миротворческая миссия ООН в Донбассе. При этом контроль Украины над границей с Россией Лавров называет последним пунктом минских договоренностей.
Но Украина и Запад, в частности США, настаивают на выполнении Россией безопасности блока "Минска", в первую очередь – полного вывода с оккупированных территорий российских войск. И Путину надо максимально демонстрировать россиянам образ миротворца, который он себе выбрал на нынешних президентских выборах. И, по мнению Василия Мокану, заявления Лаврова – электоральная предвыборной риторика.
Настал удобный момент дожать Россию и заставить вывести войска с Донбасса
Впрочем, считает политолог, Лавров дал сигнал Западу, что Россию устраивает принцип решения проблемы в Украине: сначала Донбасс, а потом, возможно, Крым. Но, скорее всего, вынести Крым за скобки любых переговорных процессов. Тогда, как в Украине сейчас наблюдаются обратные тенденции, и все чаще звучат заявления о том, что Минск без Крыма, закон о деоккупации без Крыма – не совсем правильная стратегия.
Лавров дает понять Западу, что России совершенно не нужно удерживать на финансовом балансе оккупационные администрации "Д/ЛНР". Его заявление, что РФ признает Украину в пределах без Крыма означает, что оккупированные территории Донбасса рассматриваются, как козырь в переговорах, чтобы заставить Запад закрыть глаза на аннексию Крыма,
– отмечает Мокан.
Поэтому, замечает он, Москва и манипулирует вопросом введения миротворцев на Донбасс, предлагая тот формат, который не будет иметь смысла и будет заключаться в том, что "голубые каски" будут охранять наблюдателей ОБСЕ.
"Происходят торги по принципу реализации минских соглашений. Кремль никогда не согласится на восстановление Украиной контроля за границей до выполнению политической части договоренностей. А Украина не пойдет на политические уступки без выполнения РФ безопасности блока. Сейчас приоритетным является сценарий, когда миссия ООН может быть допущена как нейтральная сторона для обеспечения мира. Но заявление Лаврова показывает, что РФ в Совбезе ООН будет или блокировать эту идею, или настаивать на собственном сценарии", – говорит эксперт.
В то же время Джон Хербст считает, что более перспективным является канал переговоров Волкер-Сурков. Хотя эти переговоры пока тоже не продвинулись очень далеко.
Читайте также: Волкер с Сурковым снова встретятся уже в ближайшие дни, – Климкин
Перенос места переговоров, по крайней мере, в Астану, без изменения самих минских соглашений не может способствовать разрешению конфликта на Донбассе и восстановлению территориальной целостности Украины. Главная проблема с минским процессом в том, что Россия отказывается выполнять любые свои обязательства, начиная с первого пункта договорённостей – прекращение огня. И суть этой проблемы в том, что Россию на международном уровне не признают страной-агрессором.
Впрочем, заявления Лаврова и других представителей российской власти, что Москва не допустит ни Украину, ни миссию ООН к контролю за границей, только подтверждают, что боевиками на Донбассе управляют из Кремля, финансируя их, поставляя оружие и российских военных. И сейчас удобный момент, когда коллективный Запад может заставить Россию согласиться на компромиссы и изменение минских соглашений, которые, кстати, не является международным документом. По крайней мере, чтобы Россия начала процесс демилитаризации в ОРДЛО. Кремль в период проведения выборов президента РФ не пойдет на усиление военного напряжения. Поэтому ему ничего не останется, как согласиться на уступки.
Читайте также: Возвращение Крыма и Донбасса: о главных изменениях и противоречиях закона о деоккупации