Незаконно обогатился – иди в тюрьму
Установление уголовной ответственности за незаконное обогащение является обязательством Украины, прописаным в Меморандуме о взаимодействии с МВФ, а также Конвенции ООН против коррупции.
Важно: Конфискация незаконного имущества чиновников: Рада приняла закон
Партнер ЮК "ВОЛХВ" Виктор Дубовик напоминает, что необходимость восстановления уголовной ответственности за незаконное обогащение возникла из-за решения Конституционного Суда Украины о признании положений статьи 368-2 Уголовного кодекса такими, которое не отвечает Основному закону. Эту проблему парламент 9-го созыва предлагает решить законом о конфискации незаконных активов лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, и наказание за приобретение таких активов (№ 1031).
Какие дела закрыли из-за отмены статьи о незаконном обогащении, смотрите здесь:
Этот закон направлен на восстановление уголовной ответственности за незаконное обогащение, а также на введение института взыскания в доход государства необоснованных активов.
Эксперт по вопросам антикоррупционной политики Александра Дрик считает, что в этом законе речь идет не столько о незаконном обогащении, сколько о гражданской конфискации.
Благодаря такому инструменту можно будет конфисковывать активы, приобретенные в течение последних 4 лет. То есть чиновники, в отношении которых были открыты производства в отношении незаконного обогащения и закрыты в связи с решением КСУ, не останутся безнаказанными: их не посадят, но конфискуют активы и уволят,
– убеждает Александра Дрик.
Кого коснется закон
В иске о признании активов необоснованными и их взыскании в доход государства должны указываться фактические данные, подтверждающие связь этих активов с чиновником и их незаконность. Речь идет о разнице между их стоимостью и законными доходами этого человека. Если суд признает убедительными эти аргументы, ответчик, он же – чиновник, должен опровергать, что это не так.
Закон будет распространяться на госслужащих, работников органов местного самоуправления, военных, судей, членов кабмина, Центральной избирательной комиссии и многих других,
– разъясняет Виктор Дубовик.
Выявлять такие активы и собирать доказательства, которые будут доказывать их необоснованность, сотрудники НАБУ, САП, ГБР и Генпрокуратура Украины.
У антикоррупционеров станет больше работы / Фото Facebook НАБУ
Виктор Дубовик отмечает, что обращаться в суд с соответствующим иском имеют право прокуроры САП. Кроме дел, где ответчиком являются чиновники НАБУ и прокуроры САП – в таких случаях право на обращение с соответствующим иском предлагается предоставить прокурорам Генпрокуратуры.
Еще один важный законопроект: Рада приняла закон о кнопкодавства: что грозит нардепам-нарушителям
Уголовное наказание возвращается
Так кому из должностных лиц грозит заключение? Согласно закону, преступлением будет считаться приобретение активов, превышающих доходы чиновника более чем на 6, 240 миллиона гривен. В таком случае за необоснованное обогащение чиновнику грозит от 5 до 10 лет заключения с лишением права работать на определенных должностях и заниматься определенной деятельность.
Активы, стоимость которых равна или превышает 200 размеров минимальной заработной платы, установленной на 1 января соответствующего года, являющиеся предметом спора по делу о признании необоснованными активов передаются с письменного согласия владельца, а при его отсутствии - в судебном порядке Нацагентству по вопросам выявления, розыска и управления активами. То есть состояние взиматься судом в гражданском порядке. Такая конфискация имущества еще называется гражданской конфискацией или вещественной конфискацией.
Такая конфискация имущества еще называется гражданской конфискацией или вещественной конфискацией.
Что значит гражданская конфискация? Если у чиновника выявляют незаконно приобретенные активы, тогда это имущество подлежит гражданской конфискации, однако человека не привлекают к уголовной ответственности.
Гражданская конфискация предполагает преследование имущества, а не человека. То есть речь идет о судебном процессе, во время которого истец должен доказать, что имущество приобретено за счет денег, полученных незаконным путем.
Законом 1031 предполагается, что в таких делах расследование будет проводиться детективами НАБУ, после чего, по заявлению специальных прокуроров САП дела о признании необоснованными активов и их взыскании в доход государства, будут рассматриваться Высшим антикоррупционным судом,
– объясняет Яна Рубчук.
Основным замыслом закона является возможность конфисковать активы без уголовного преследования. Таким образом упрощается процедура возврата в бюджет незаконно полученных средств и имущества.
Превентивное действие закона
Не стоит забывать про очень важный превентивный аспект закона: конфискация как эффективное противодействие коррупции и должностным преступлениям.
Тема дня: Дело Дубневича: почему парламент дал разрешение на арест и что грозит нардепу
Правда, в законе есть и "открытые вопросы". К примеру, в нем предусматривается, что иск предъявляется в отношении активов, приобретенных в течение четырех лет до дня вступления в силу закона. Таким образом, по мнению юристов, вводится обратное действие закона во времени, допускается лишь в случае смягчения или снятия ответственности.
Также, Яна Рубчук спрашивает – как быть в ситуации, когда члены семьи фигуранта имеют высокие легальные доходы, например, зарплату, дивиденды, проценты от банковских вкладов. Каким образом будет отделяться происхождения этих состояний от незаконных?
Богатым чиновникам придется доказывать происхождение денег / Фото 24 канала
Предлагают авторы законопроекта взимать средства за имущество, являющееся собственностью. Однако возникает вопрос – как быть с "незыблемым" и приоритетным правом собственности, которое закреплено во всех международных законодательных актах, конвенциях и тому подобное.
Кстати: Отмена статьи о незаконном обогащении: кому это выгодно
Кроме того, у юристов вызывает беспокойство дополнение статьи 19 закона о НАБУ, где будет введен термин "сообщение о необоснованных активах".
Заявить о необоснованных активах правонарушителя можно и анонимно, позвонив на специальную телефонную линию или через официальный сайт НАБУ. Предполагаю, что эта новелла спровоцирует огромное количество таких сообщений, которые могут замедлить процесс работы НАБУ,
– считает Виктор Дубовик.
Еще одна новелла, которая вызывает беспокойство у юристов, касается введения презумпции вины, которая прямо вытекает из текста. Ведь авторы законопроекта предлагают имущество сначала арестовать, как средство обеспечения иска, а в случае, если чиновник не докажет легальность происхождения средств – взыскать в пользу государства.
Как будет работать эта новация на практике – пока сказать рано. Есть надежда, что благодаря ей все же удастся вернуть в казну украденные миллионы.
Читайте также: Яременко публично извинился с трибуны Рады, но обвинил СМИ в аморальном поведении