Tenet и нелинейная игра: за что можно любить и ненавидеть Нолана

27 августа 2020, 00:05
Читати новину українською

Не знаю, верить ли людям, которые говорят: "Да, я понимаю Нолана". И добавляют: "С первого раза". С выходом фильма "Начало" мне пришлось три раза сходить в кинотеатр, а спорить о концовке могу до сих пор. Думаю, именно поклонников Inception больше всего заденет структура и сюжетная инженерия Криса.

За что же можно восхищаться или же недолюбливать Нолана после просмотра фильма "Тенет"?

За смелость и одержимость задумками (любить)

Правильное чередование локаций (замкнутое пространство коридоров или наоборот пейзажи) и траектория движений камеры Хойте ван Хойтема (также работал с Ноланом в фильмах "Интерстеллар", "Дюнкерк") создают визуальную напряженность.

Эпично выглядит последняя "батальная" часть фильма. При этом объяснения обратной хронологии занимает как раз столько, сколько понадобится для раскачки или полного понимания (умники, я вам завидую). Дозированность на самом деле очень важный элемент. Пресыщение парадоксами, трюками или объяснениями часто вредят фильмам. А вот Нолану удалось ненавязчиво создать "плотную" структуру.

Нолан умеет создавать миры, не особо заботясь об объяснениях, стандартных правилах драматургии, развитии героев. В "Тенете" мы скорее видим действия и последствия. Личности героев Джона Дэвида Вашингтона и Роберта Паттинсона стерты. Физика тут вновь не сдружилась с лирикой. Нужно признать, что симпатии и любые эмоциональные сцены в фильме выглядят наиболее искусственно. Наверное, исключение линия дружбы, но и она набросок, а не законченная картина.

Джон Дэвид Вашингтон в фильме Протагонист (Нолан решил обойтись без имени) и Роберт Паттинсон (Нил) / Фото Warner Bros.

За "режиссерскую диктатуру" (не очень любить?)

Такой подход разновидность снобизма. Что-то вроде: "Я придумал идеальный мир, где работают все мои трюки а остальное не важно". Нолану простительно. Да и тот же отход от развития героев понятная жертва в пользу эволюции сюжета.

"Квантовый триллер о холодной войне", прочла в одной из зарубежных рецензий такое определение жанра и фантазии Нолана. Так же, как законы термодинамики не действуют в квантовом мире, так и тут зритель должен быть готов к парадоксам видения Нолана.

Если оценивать, что лучше гармонирует с моим внутренним миром, то это скорее всего будет "Дюнкерк", "Интерстеллар" или последние две части "Бэтмена". Но играть всегда занятно, а еще приятнее наблюдать за усложнением. В мире, где люди чаще ищут простые решения и ответы, слова одного из командиров "В нашей команде нет места тем, кто не может мыслить нелинейно" звучат как долгожданный вызов.

Трейлер на украинском языке: