Новые правила парковки: что изменится и к чему приведет реформа?

27 сентября 2018, 09:30
Читати новину українською

27 сентября вступит в силу закон №5364 о реформах в сфере парковки автомобилей. Сумма штрафов за нарушение правил остановки и стоянки существенно не вырастет, однако сильно изменится механизм привлечения к ответственности. В частности, теперь вас могут признать правонарушителем автоматически, а ваше присутствие – вовсе не обязательно.

Какие изменения ждать и решит ли это проблему? Читайте в материале 24 канала.

Читайте также: В Украине водителям могут разрешить не иметь при себе "прав": законопроект

Новые правила парковки в Украине: какие они?

Закон предусматривает все случаи парковки, которые препятствуют движению или создают угрозу безопасности, и дает полномочия эвакуировать машину на штрафплощадку. Как правило, машины эвакуируют из-за нарушения правил дорожного движения, в частности, парковки не в надлежащем месте или из-за попадания в ДТП.

Машину также заберут на штрафплощадку, если ее припарковали:

  1. на проезжей части во втором или третьем ряду;
  2. в местах остановки или стоянки, запрещенных Правилами дорожного движения Украины, что делает невозможным движение остального транспорта или мешает движению пешеходов;
  3. на выделенной полосе для общественного транспорта или велодорожке.

Также ваше авто эвакуируют, если оно препятствует движению или работе снегоуборочного и другого коммунального транспорта в случае введения чрезвычайного положения или в случае объявления отдельной местности зоной чрезвычайной экологической ситуации.

Если транспортное средство нарушает схему парковки – блокируя проезд по двум или более полосам движения – его придется искать на штрафстоянке.

Как будут доказывать нарушения?

Доказательством нарушения будут как автоматические фото- и видеофиксация, так и съемка в ручном режиме.

Новые правила заставят полицейских и инспекторов с парковки фиксировать неправильно припаркованные авто на фото - и видеокамеры через специальные программы, где автоматически отражается место, время, дата и GPS-координаты автомобиля.

По словам юриста Владимира Караева, закон не вступит в действие с первого же дня, потому что с фиксацией произойдет задержка.

Фиксирующие техсредства должны быть сертифицированы и проверены. А сертифицировать их можно только на основе Госстандарта. Старый гост уже не действует, а новый еще не действует. Ясно, что 27 сентября еще ничего не заработает, а вот через месяц – в конце октября закон начнет действовать на практике, – считает юрист.

Новацией является и то, что теперь будут штрафовать не водителей, а владельцев автомобилей. Но закон предусматривает случаи, когда водители, на которых зарегистрировано транспортное средство, могут избежать ответственности. Во-первых, если вашу машину просто украли и припарковали не там, где нужно. Во-вторых, если ваш автомобиль не ваш, то есть если владелец передал право управления автомобилем другому законным способом.

Если я – собственник авто и доверил кому-то управление, а штраф выписывают не на водителя, который нарушил, а на меня... Конечно, я буду отрицать! Поэтому мы получим большую судебную практику по этому вопросу. Несомненно, люди будут обращаться в суд. Основания дает конституция, в которой четко сказано, что у нас юридическая ответственность имеет индивидуальный характер, – комментирует эксперт.

Как будут информировать?

Если раньше "героям" парковки оставляли на лобовом стекле правила парковки, то новый закон позволяет оставлять там копии постановлений о штрафе за неправильную парковку.

Информировать про наложенный штраф будут через смс на мобильный телефон и электронную почту. Также постановления о штрафе будут приходить заказным письмом.

Вырастут ли штрафы?

Важная новация – привязка штрафа не к необлагаемым минимумам доходов граждан, как это было раньше, а к стоимости часа парковки. Правда, сумма штрафов от этого существенно не вырастет.

Сейчас штраф за неуплату стоимости услуг по пользованию парковочной площадкой за каждые сутки пользования составляет от 8 до 12 необлагаемых минимумов доходов граждан (17 грн) – от 136 до 204 гривен.

А по новому закону штраф за это будет в 20-кратном размере от стоимости одного часа услуги по пользованию той площадкой, на которой находится машина в момент нарушения. В частности, в Киеве действуют три разных тарифа по оплате стоимости парковки в зависимости от расположения площадки – 5, 7 или 10 гривен за один час. Поэтому штраф будет колебаться от 100 до 200 грн в Киеве.

Интересно, что штрафы за неправильную парковку реально низкие. Так, если оплатить штраф в течение 10 банковских дней, по новому закону получите скидку в размере 50% от суммы. Следовательно, максимальный штраф в Киеве, в случае его досрочной уплаты, составит 100 гривен. Однако, если не платить штраф в течение месяца, на него наложат пропорциональную самому штрафу пеню.

Но на деле вам придется выложить немаленькую сумму, оплатив еще и услуги эвакуатора и стоянку на штрафплощадке...

Как будут привлекать к ответственности?

Этот механизм также изменится. Отныне автомобиль задержат на штрафплощадке и проинформируют об этом подразделение Нацполиции. А также передадут копам все данные – время задержания и место, куда эвакуирован автомобиль.

Эту информацию будут размещать и на сайте КП "Киевтранспарксервис". Вернуть транспортное средство можно будет только после уплаты штрафа. Кроме того, нарушителей заставят оплатить и стоимость услуги по транспортировке и хранению машины на штрафстоянке.

Кто и как будет штрафовать?

По новому закону заниматься нарушителями будут не только патрульные полицейские, но и инспекторы по парковке. Именно они будут рассматривать дело о незаконной парковке, выписывать штрафы и временно задерживать машину. И здесь возможны проблемы…

С точки зрения полиции – вопросов нет. А по инспекторам неточностей куча! Что это будут за люди? Кто их будет назначать? Им должны дать доступ к реестру, в котором они будут искать владельца. У нас, кроме этого закона, нет ни одного нормативно-правового акта, в котором речь пойдет об урегулировании. Следовательно, проблемы будут,
– говорит Караваев.

Дальше – больше. Чтобы забрать машину, должны оплатить счет, который вам выставит не полиция, не государственное предприятие МВД... А фирма-прокладка "Вейп Эстейр" по тройной цене! С этой фирмой без тендера, без конкурса заключили контракт, и она эвакуируют все авто в столице Украины.

У нее нет собственных эвакуаторов, но есть временное соглашение с госпредприятием МВД. Поэтому втрое больший тариф – это следствие того, что компания нанимает другие компании-перевозчики. Как выяснилось, перевозчики получают меньше половины денег с каждого счета. Остальное остается посреднику "Вейп Эстейр",
– сообщает Денис Бигус в программе "Наши деньги".

Поэтому сумма штрафа может вырасти втрое.

Читайте также: Сколько денег сторонняя фирма содрала с водителей-нарушителей в Киеве: шокирующие суммы

Где парковаться?

На сайте КП "Киевтранспарксервис" есть карта со всеми коммунальными парковками в Киеве и список их адресов, которые разбиты по зонам.

Сейчас на муниципальных парковках дневной службы числится 3303 машиномест, в ночной службе – 20906 машиномест.

В мае этого года КП "Киевтранспарксервис" объявил аукцион на право обустройства и эксплуатацию еще двух парковочных площадок для платной парковки транспорта. Интересно сравнить вместимость этих площадок с количеством автомобилей, которые ежедневно заезжают в Киев.

Сейчас в Киеве зарегистрировано более 767 тысяч легковых авто, каждое утро в час "пик" в город въезжает около 100 тысяч машин, из которых 70 тысяч – легковые. При этом в коммунальном предприятии "Киевтранспарксервис" говорят, что паркинги полупустые, хотя центральные улицы Киева переполнены автомобилями. Как решить проблему? Вероятно, ввести перехватывающие парковочные площадки, считает и.о. директора КП "Киевтранспарксервис" Александр Нимас.

КП уже нашло восемь мест для перехватывающих парковочных площадок на подъездных путях в Киев возле станций метро и работает над девятым. Таким образом, город пытается поощрять водителей оставлять свои автомобили за пределами центра и продолжать путь на общественном транспорте, – сказал эксперт.

Как эта проблема решается за рубежом?

Европейский опыт свидетельствует, что решение вопроса – именно в интересе населения к поездкам на общественном транспорте. Этого удается достичь благодаря строительству перехватывающих паркингов, устройству парковочных мест вдоль улиц.

Но самое главное — это четкий контроль за выполнением правил парковки в разрешенных местах и высокие штрафы за их нарушение. Так решается вопрос парковок в Париже, Лондоне, Амстердаме, Праге, Берлине, Будапеште и других крупных европейских городах.

А что делать Украине?

Эксперт Караваев убежден: эту проблему должна решить местная власть.

Причины переполненных автомобилями городов очевидны: во-первых, нет указателей, где размещены парковки, во-вторых, на платных парковках очень высокие цены – от 10 до 30 грн за час. Проблемой должны заняться местные власти,
– говорит он.

В общем, Караваев считает, что когда заработает новый закон о парковке, и случаи правонарушений получат огласку, ситуацию с "героями" парковки удастся улучшить.

Читайте также: Пешеходы смогут "штрафовать" водителей за неправильную парковку: создано специальное приложение

"Как только закон войдет в действие, и в СМИ скажут, мол, за день оштрафовали 10 нарушителей, информация распространится, и водители будут более осмотрительно относиться к парковкам. 100% закон повлияет на ситуацию", – заключает юрист.