Новый Кабмин для украинцев: риски и перспективы

14 апреля 2016, 19:55
Читати новину українською

Многомесячная эпопея с отставкой старого правительства и формированием нового, наконец, получила завершение. Журналисты сайта "24" спросили у политологов — чего стоит ожидать от этого правительства, и каковы шансы на то, что оно выведет страну из сложного положения.

14 апреля Украина получила новый состав правительства. И нового премьер-министра — Владимир Гройсман поменял кресло председателя парламента на кресло главы правительства. В общем в новый Кабмин пришли 23 чиновника. Среди них – 6 вице-премьер-министров.

Читайте также: Новые министры: кто эти люди?

"Тяжелое наследие" коалициады

Договаривались о правительстве, как говорят в народе, долго и нудно. И достигли того, что достаточно поддержки новые чиновники не имеют ни в народе, ни в парламенте. Политологи говорят, что Кабмин формировался неправильно и неконституционно.

Новое правительство уже сейчас имеет несколько проблем. Первая – что они сформированы в неконституционный способ, не имеют ни политической поддержки в парламенте, ни общественной – среди граждан. Суммарный сегодняшний рейтинг политических сил, которые их избрали – 12-13%. Поэтому им будет трудно проводить системные реформы, не имея поддержки,
— рассказал в комментарии сайту "24" президент аналитического центра "Политика" Игорь Попов.

Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник отметил, что вместо того, чтобы создать процедуру публичного обсуждения кандидатур, конкуренцию программ деятельности правительства, состоялся кулуарный "договорняк" с участием олигархов.

Однако директор Центра общественных отношений Евгений Магда в комментарии сайту "24" выразил уверенность, что мы уже скоро увидим как правительство будет действовать.

Чиновники сами осознают, что у них маленькое временное пространство для принятия решений. У них нет большого выбора,
— сказал эксперт.

Он напомнил, что кандидатуры в новый Кабмин менялись несколько раз. А это значит, что люди отказывались от должностей.

В стереотипном мышлении считается, что если человеку предлагают работать в правительстве – то он все бросает. Но этого не было. Люди, которые пришли, осознают сложность ситуации, и настроены работать. Поэтому мы будем видеть их ходы,
— отметил Магда.

Чем будет заниматься новое правительство

Игорь Попов отметил, что понять программу деятельности нового правительства сложно. Поскольку она "явно за одну ночь написана общими фразами". Нельзя оценить – чем эти люди будут заниматься, считает политолог.

Зато Евгений Магда считает, что первыми решениями нового правительства будет наведение порядка на таможне и в фискальной службе, а также — более активная социальная политика. Ибо назначен и министр, и премьер первого из этих вопросов.

Показательно, что будет также и министр, и вице-премьер по вопросам оккупированных территорий и АТО, что позволяет говорить об оптимизации государственной политики в этом направлении,
— отметил Магда, и добавил, что предварительная экономия на вице-премьерах результата не дала.

Бортник считает, что это будет правительство не провала и не победы, не реформ и не кризиса. Он заморозит ситуацию на нынешней точке, где оказалась нынешняя экономика. И хотя этот Кабмин будет удобным для олигархов, он постепенно будет поднимать социальные стандарты, чтобы люди не бунтовали. "Это будет такая реинкарнация правительства Азарова, будем надеяться, что лучшая", — сказал Бортник.

Дамоклов меч Кабмина Гройсмана

Наибольшей опасностью для нового правительства политологи назвали зависимость от олигархических групп.

Я уже сейчас, находясь в парламенте, вижу, как от министров требуют рассчитываться за голоса в их поддержку. Представители олигархических групп, которые проголосовали за министров, уже сейчас подходят и громко говорят, что "ты должен выдать мне лицензии, ты должен устроить моих людей". Если они будут "отрабатывать" таким образом голоса, то вряд ли вообще смогут организовать нормальную работу,
— рассказал Попов.

Бортник также соглашается, что без голосования "Воли народа" и "Возрождения" новое правительство не было бы одобрено. А значит — обязано этим политическим силам своим существованием, и вынуждено будет, скорее всего, учитывать в своей работе их пожелания. Но главной проблемой этого правительства Бортник считает парламент. Потому что там нет сильной стабильной коалиции, а следовательно решение через парламент будет трудно "протягивать", будет существовать необходимость постоянно торговаться с теми или иными политическими силами, попадая таким образом в дополнительную зависимость.

Нужны ли 6 вице-премьеров?

Здесь мнения политологов разделились. Бортник назвал увеличение количества высших чиновников в затруднительных для страны условиях не только нецелесообразным, но и циничным деянием. Попов причину немалого количества вице-премьеров усматривает в том, что "надо было пристроить людей близких к тем, кто принимал решение, а также урегулировать вопрос баланса сил в таком коллегиальном органе, которым является Кабмин".

Магда считает, что режим экономии на вице-премьерах в правительстве Яценюка не дал особого эффекта. Важные вопросы не решались, потому что не было кому их ставить.

Для многих украинцев сейчас 6 вице-премьеров — это многовато. С другой стороны, у нас была экономия на вице-премьерах в правительстве Яценюка: не было первого вице-премьера, и не было вице-премьера по вопросам евроинтеграции. Разве это привело к положительным решениям – нет. Государство может себе позволить платить зарплату шести вице-премьерам. Чтобы они демонстрировали эффективную работу,
— подытожил эксперт.

Однако, разочарует ли украинцев правительство Гройсмана, подарит ли новую надежду, покажет только время.