История праздника в мире и в Украине
Чемерис:
Сама традиция праздника родилась в Чикаго в 1886 году: рабочие выступили за свои социальные права – часы работы, право на отдых и тому подобное. Кстати тогда были казнены несколько людей. Поэтому вряд ли это можно назвать праздником. Скорее это день борьбы за свои социальные права.
В Украине одним из первых участников этого движения был Иван Франко. И я считаю, что в Украине этот день является очень актуальным. Примеры тому протесты шахтеров, нарушения прав транспортников. И получается такая ситуация, что правительство вынуждает украинцев молчать и нормально воспринимать эту ситуацию.
Но если украинцы сегодня и завтра промолчат, то молчать они будут долго.
Дымов: Не стоит забывать, что в Украине очень долгое время это был не украинский, а советский праздник. И, собственно советские верхушки под ширмой защиты прав рабочих продвигали собственную идеологию. Поэтому важно собственно то, как именно этот день воспринимают люди.
Мы не имеем права и не можем запрещать именно праздник, но мы имеем возможность сделать таким образом, чтобы этот праздник был наполнен именно содержанием борьбы рабочих за свои права.
Идеологическое наполнение праздника
Чемерис: Сейчас бывшие члены КПСС и комсомола при власти. И они говорят о том, что нужно запретить коммунистическую идеологию, надо запретить первомай, надо запретить рабочим отстаивать свои права, необходимо запретить людям выступать против войны.
В свое время они выступали против независимой Украины, а сейчас стали псевдопатриотами и говорят, что Украина на радость Путину должна стать концлагерем.
Поэтому стоит понимать, что нужно бороться не против коммунизма, как идеологии, а против самих коммунистов, которые могут быть представлены любыми политическими партиями в нынешней ВР.
Дымов: Стране сейчас важно правильно отличать провокационные митинги коммунистов от маршей за права работников.
Символика
Чемерис: Важно помнить, что у нас не запрещена коммунистическая символика, и поэтому не стоит бороться с тоталитаризмом тоталитарными методами.
Я убежден, что не надо существующую символику трансформировать под нынешние тенденции. Потому я уверен, что, учитывая сегодняшние события, наши люди сами предоставят этому дню нужное содержание и появится исключительная символика.
Зато Дымов ответил, что такое развитие событий почти невозможно. Не нужно передергивать, говоря, что шахтеры выходят на митинги за свои права, ведь это неправда. И такие псевдомитинги никаким новым смыслом первомай не наполнят.
Больше — смотрите в интервью.