Но кроме вагонов, локомотивов, рельсов и шпал – это еще и огромный комплекс по обслуживанию всей этой инфраструктуры. Соответственно это и огромные закупки, сопровождающиеся коррупцией. Об этом в эфире программы "Есть вопросы" на 24 канале говорил член наблюдательного совета Укрзализныци Сергей Лещенко. Также он развеял слухи о назначении нового главы предприятия.

Обратите внимание Укрзализныцю ждут изменения: новый глава Жмак хочет разделить ее на 4 компании

О назначении руководителя Укрзализныци

В СМИ ходили слухи, якобы на должность главы Укрзализныци рассматривали 2 кандидатов. И именно наблюдательный совет вроде бы поддерживал другого. Сергей Лещенко подчеркнул, что они не отозвали ни одного решения и не предлагали никаких кандидатур.

Укрзализныця – лакомый объект, и его распределили между различными группами влияния. К сожалению, они продуцировали фейковые новости. Наблюдательный совет никогда не рассматривал возможности назначить другого кандидата, чем Жмак. Была предложена кандидатура, мы рассмотрели, приняли решение. То есть мы принимали только одно решение относительно Владимира Жмака. Все остальные обсуждения, голосования – не выходили на стадию внесения кандидатуры,
- отметил Лещенко.

В чем суть программы нового руководителя?

► Его подход во многом совпадает с позициями Наблюдательного совета. Например, совершенно очевидно, что в Укрзализныце должен пройти анбандлинг или распределение на несколько вертикалей в пределах одного холдинга – чтобы пассажирские перевозки существовали как отдельная вертикаль, а не зависели от операционных доходов.

Что такое анбандлинг?


Это форма структуризации бизнеса, которая предполагает разделение его видов. В вопросе газа – разделение сфер добычи, снабжения и транспортировки .

► Укрзализныця не может себя прокормить, если продолжает функционировать в тех же количествах, которые были в советские времена. Времена меняются, потребности в УЗ уменьшаются. И непрофильные бизнесы должны передаваться на местные уровни.

О больницах УЗ

► Те же больницы УЗ – тотально убыточны. Просто взять и их закрыть – это не решение. Есть разные формы, как уменьшить ущербность. В то же время и путем поиска инвесторов. Первый шаг для этого сделали – создали новые должности гендиректоров двух больниц.

В прошлом и позапрошлом годах (2019 и 2018 годов – 24 канал) УЗ получила большие доходы, они были частично за счет курсовой разницы, но если компания получает большие доходы, то почему они не провели реформы. Сейчас мы в кризис должны и выживать, и начинать эти реформы.

Что касается больниц – это касается тех времен, когда Укрзализныця была "государственным монстром", но в то же время нужно проводить регулярные медосмотры и машинистов. То есть большая часть персонала должна контролироваться медиками. Поэтому эти больницы есть, нет нужды их содержать в таком количестве. Поэтому рано или поздно реформа медицины и УЗ состоится.

О первой частной компании локомотивов

► Речь идет о допуске частной тяги. Крупный бизнес жалуется, что в Укрзализныце есть дефицит локомотивов. И по крайней мере на некоторые участки бизнес просил, чтобы допускали частные локомотивы.

Вчера (27 августа – 24 канал) состоялось конкурсное раскрытие определенных торгов, но допуск этот еще не осуществлен. Это лишь инициатива о намерениях, чтобы на некоторые участки, которые будут обслуживать небольшие расстояния, частный локомотив тянул вагоны. Например, от элеваторов до узловых станций. А потом уже на магистральных гонках это тянули локомотивы Укрзализныци.

Потому что по этим же магистралям ездит и пассажирский транспорт – допускать на такие магистрали частную тягу мы не можем. Это такой определенный эксперимент. Еще рано говорить о том, что эта частная компания окончательно будет обслуживать эти направления.

О возможности приватизации частей Укрзализныци

► Возможна приватизация непрофильных активов. Например, больницы. Например, в Киеве есть недостроенные корпуса возле одной из больниц. У нас нет ресурсов, чтобы их достроить. Потому что мы должны тратить деньги не на постройку офисных корпусов с мраморными фое, а на приобретение новых пассажирских и грузовых вагонов, скоростных поездов.

То есть эти непрофильные активы мы можем приватизировать. И таким образом снять с железной дороги бремя достройки этих офисов, например, которые на самом деле закладывались во времена Януковича.

О лизинговых платежах – почему это повлияло на тариф.

► Поезда Интерсити вообще были куплены в лизинг. Кроме покрытия стоимости этого поезда еще есть лизинговые платежи. Фактически получается так, что даже эти поезда в чем-то убыточны, потому что схема приобретения была такова.

Относительно перевозки ночными поездами, к которым больше привыкли пассажиры – то где-то на 50% лишь покрывает себестоимость. Когда говорят, что билет дорогой, я говорю: представьте, что в ноль вы будете ехать, если он будет вдвое дороже.

​К теме Реально ли снизить цену на билеты Укрзализныци: эксперт объяснил, что на это влияет

О коррупции в Укрзализныце – можно ли преодолеть

► Считаю, что есть достаточно серьезные сдвиги в этой сфере. Коррупция в Укрзализныце имеет вид слоеного пирога. Есть коррупция политических решений – когда, к сожалению, даже Укрзализныця не имеет влияния, чтобы иметь справедливый тариф на перевозку железной руды.

Для Укрзализныци главный бизнес – это перевозка грузов. Из 10 гривен 9 гривен формируют грузовые перевозки, 1 гривну – пассажирские. В грузовых перевозках доминируют перевозки железной руды. Решением госорганов установлен такой тариф на перевозку, который даже не покрывает себестоимости. То есть Укрзализныця, когда возит железную руду, она делает это в убыток.

Мы постоянно этот вопрос инициируем, но олигархи договариваются. В частности, Ахметов – потому что он главный, кто возит железную руду, которую он выкапывает из наших недр, везет в порты и оттуда по всему миру продает. И вот чтобы довезти с месторождений в порт, он пользуется железной дорогой. При этом, абсурдно даже то, что государство установило несправедливый тариф на перевозку пустого вагона.

В зависимости от того, что ехало в этом вагоне раньше, есть разный тариф. И вот даже на пустой вагон после железной руды есть тоже более низкий тариф. Сейчас мы только пытаемся ввести повышение тарифа на пустой вагон, который не решает вопрос существенно, но хоть немного.

Уже есть сопротивление олигархов. Для них будут серьезные потери. В частности – для Ахметова. Это неизбежно должно произойти, иначе железная дорога загнется. Но это я привел лишь один пример.

Есть еще коррупция закупок. Там уже есть серьезный сдвиг. Например, дизельное топливо Укрзализныця весь этот год покупает абсолютно по новому алгоритму – 12 компаний подписали с УЗ соглашение, и они торгуются между собой за самую низкую маржу, которую они предложат. Уже на последних торгах у нас цена была на 7% ниже крупнооптового рынка. Это безусловное достижение.

И должен похвалить СБУ – они постоянно проводят обыски и играют сейчас очень конструктивную роль в УЗ. Были очередные обыски по закупке деталей. Это постоянная проблема.

Смотрите полностью видео программы "Есть вопросы" на 24 канале: