Принятию документа предшествовал длительный спор, как в стенах парламента, так и за его пределами. Противники принятия изменений в Основной закон страны пытались помешать ему и аргументированными убеждениями, и блокированием трибуны. Под стенами Рады митингующие пытались блокировать правительственный квартал и устроили драку.

Несмотря на это законопроект был одобрен 265 голосами при необходимых 226. Для принятия конституционных изменений в целом понадобится еще одно заседание и 300 голосов.

Под стенами парламента это решение восприняли более чем эмоционально — начались столкновения между митингующими и правоохранителями; в военнослужащих, охраняющих здание Верховной Рады, бросили боевую гранату.

Мы попытались разобраться в том, какова вероятность того, что изменения будут приняты в существующем виде и что они будут означать для Украины.

История вопроса

1 июля 2015 года Президент подал очередной проект изменений в Конституцию по децентрализации (предыдущий был представлен осенью прошлого года), подготовленный Конституционной комиссией с участием группы экспертов. 15 июля был опубликован доработанный президентский проект закона о внесении изменений в Конституцию Украины относительно децентрализации власти.

Важнейшим отличием доработанного законопроекта от первой редакции стало положение о том, что особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом. Если в первой редакции это положение было закреплено в переходных положениях самого законопроекта, то в редакции от 15 июля предлагается закрепить эту норму в разделе XV переходных положений самой Конституции Украины. Так, в разделе XV "Переходные положения" в редакции Основного закона от 15 июля помимо прочего значится: "18. осуществление местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяется отдельным законом".

31 июля, Конституционный суд одобрил особый статус Донбасса. "Предложенное в законопроекте дополнение главы 15 переходных положений Конституции Украины пунктом 18 не предусматривает отмену или ограничение прав и свобод человека и гражданина", — говорится в выводах КСУ.

КСУ также сделал вывод, что предложенный законопроект не направлен на ликвидацию независимости или нарушение территориальной целостности Украины.

"Особый статус" Донбасса

Скандальным изменением стало предложение определить особенности местного самоуправления на оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей. Комментаторы сразу разделились. С одной стороны оказались противники изменений, которые настаивали на том, что таким образом Украина признает российских террористов и предоставляет им право влиять на политическую и экономическую жизнь страны. С другой — сторонники, "которые утверждают, что никакого "особого статуса" не будет существовать, пока все оккупированные территории вместе с украино-российской границей не будут подконтрольны Киеву".

С юридической точки зрения ситуация выглядит следующим образом. Во-первых, в Конституции не зафиксировано никаких пожеланий Кремля. Во-вторых, согласно тексту Минских договоренностей, контроль можно будет восстановить только после установления так называемого "особого статуса". В-третьих, согласно тексту закона, которым будет регулироваться введение "особого статуса", он становится возможным лишь после того, как террористы фактически капитулируют и согласятся на условия Киева.

Самое опасное в этой ситуации то, что соответствующий закон можно изменить особо не напрягаясь. В том числе — и не в пользу Украины. В конце концов, там до сих пор не определено, ни какими будут полномочия "народной милиции" террористов, ни каким образом и что именно будет финансироваться на Донбассе за счет украинского бюджета, ни как будут проходить местные и общенациональные выборы на территориях с особым статусом, ни многие другие детали, которые могут иметь непосредственное влияние на жизнь как этих регионов, так и страны в целом.

Что дает первое голосование

На Банковой пока повторяют роковую ошибку своих предшественников и не объясняют доступно что, почему и для чего они делают. Там продолжают настаивать, что никакого особого статуса для Донбасса не предусмотрено, власть лишь пытается продемонстрировать западным партнерам, что Украина остается единственной стороной, которая неотступно следует Минским договоренностям. Что, в свою очередь, дает основания для получения помощи от указанных партнеров. Учитывая то, что уровень неприятия предложенных конституционных изменений значительно превышает ежедневный, такого разъяснения явно недостаточно.

Поэтому разъяснением вынуждены заниматься политологи. По их мнению, все это представление нужно ради того, чтобы выиграть время в сложной игре больших политиков. По словам Сергея Тарана, "то время, которое будет выторговано после голосования по п. 18, должно быть использовано по назначению — усиление армии и требование новых санкций против России".

Голосування за п. 18 перехідних положень Конституційних змін - це продовження складної геополітичної гри, яку вимушена в...

Posted by Sergiy Taran on 31 серпня 2015 р.

Это мнение разделяет и Тарас Березовец, по мнению которого время сейчас на стороне Украины. "Во втором чтении можно будет принимать/не принимать, в зависимости от ситуации на Донбассе. И в целом, Украина сейчас ведет игру", — считает он.

Изменения в Конституцию в первом чтении - нормальная игра в долгую. Время на стороне Украины. Во втором чтении можно буд...

Posted by Taras Berezovets on 31 серпня 2015 р.

По словам же Владимира Горбача, сейчас Украине нужно играть с россиянами и Западом в две руки. "Растянуть этот процесс до Нового года, а затем, обсудив как следует в парламенте, вынести на референдум. Потому что Украина, хоть и не Греция, но тоже демократия", — считает он.

Моє бачення ситуації з голосуванням змін до конституції. Оскільки це вже давно не просто поправки до тексту, а елемент с...

Posted by Володимир Горбач on 31 серпня 2015 р.

Итак, по большому счету, это голосование парламента никоим образом не влияет ни на что, кроме настроений в обществе. Принципиальное значение для страны будет иметь принятие законопроекта в целом и то, в каком виде он будет принят. Если в текущем — это уже будет повод задуматься.

Что еще хотят изменить

Кроме скандального положения об "особом статусе Донбасса", предложенный главой государства проект Конституции содержит еще немало тезисов, которые ежедневно будут влиять на жизнь украинцев.

Безусловно положительным нововведением аналитики VoxUkraine считают, что новым проектом прокуратуру лишают функции общего надзора за исполнением законов.

Остальные новации дают основание говорить о том, что проголосованный проект изменений в Конституцию имеет откровенно президентский уклон.

В частности, им "узаконивается" понятие общин, которые получат в свое распоряжение землю, движимое и недвижимое имущество, природные ресурсы, коммунальные объекты, местные налоги и сборы, а также часть общегосударственных налогов.

Единицами административно-территориального устройства становятся община, район и регион. Все областные и районные государственные администрации ликвидируются. Вместо них вводится должность префектов, на которых возложено осуществление исполнительной власти.

Префекты, которые будут следить за соблюдением законов органами местного самоуправления, будут назначаться и сниматься с должности президентом по представлению Кабмина. При осуществлении своих полномочий каждый префект несет ответственность перед главой государства, подотчетен и подконтролен правительству. Споры о самостоятельности префектов также стали популярными в последнее время. Одни утверждают, что они свидетельствуют об усилении президентской вертикали и являеются значительным механизмом по влиянию на местные власти. Другие уверяют, что тот факт, что префекты будут отчитываться и контролироваться правительством, свидетельствует о том, что они являются самостоятельным субъектом исполнительной власти.

Впрочем, префект теоретически имеет возможность остановить работу местного совета, постоянно прерывая его акты и обращаясь в суд. Насколько часто каждый из чиновников будет пользоваться этой возможностью — вопрос риторический.

Кроме того, предложенным законопроектом президент получит право временно приостанавливать полномочия местного органа власти или его руководства в случае создания ими угрозы нарушения государственного суверенитета, территориальной целостности и национальной безопасности. Свое решение президент передает на рассмотрение Конституционного суда Украины, который безотлагательно выносит свой вердикт. Окончательное решение о прекращении полномочий местной власти остается за Верховной Радой. Что, кстати, не так уж и плохо, если помнить, что обращение президента в Конституционный суд не гарантирует того, что решение КСУ будет беспристрастным.

Читайте также: Децентрализация власти: какие изменения ждут простых украинцев