Темный лабиринт в помещении на несколько квадратных метров кажется бесконечным, а каждый шаг – опасным. За каждым поворотом ждет угроза – взрыв, враг, прилет..

И нет, это не сюжет боевика или триллера. Это реальность. Скорее – подготовка к реальности. Служба в армии – это испытание как физическое, так и моральное. Поэтому важно не только уметь пользоваться оружием, но и быть готовым достаточно быстро реагировать на все, что происходит вокруг.

Это одна из основных задач комплекса "Сектор устойчивости" в одном из учебных центров Сухопутных войск. Это экспериментальный проект, цель которого – проверить, как новобранцы проявляют себя в критических ситуациях. И эта проверка может повлиять на дальнейшее распределение в армии.

24 Канал имел возможность посетить "Сектор устойчивости" и воочию увидеть, как бойцы проходят коварные лабиринты. Как происходят испытания психологической устойчивости и почему это важное направление для развития – рассказываем в материале.

Интересно Потеря этого города будет критической: эксперты разобрали новую угрозу на фронте

В двух комнатах, площадью не более 20 квадратных метров каждая, силами учебного центра и фонда "Вернись живым" оборудовали специальный лабиринт, который является частью психологического испытания бойцов.

Над разработкой трудились несколько человек. Один из создателей "Сектора устойчивости" под псевдонимом "Депутат" говорит, что польские партнеры предлагали воплотить этот проект за 28 миллионов гривен. Зато альтернатива, которую удалось создать вместе с "Вернись живым", стоила почти в 20 раз меньше – 1,5 миллиона гривен.

Над лабиринтами и ловушками работал "Вампир", который с 2014 года на войне.

Все, что там есть, это все, что я проходил и видел за эти 11 лет,
– говорит "Вампир".

На создание плана будущего лабиринта у бойца ушло 3 недели. Далее – его оборудование и закупка всего необходимого. Как результат – два лабиринта, один из которых сложнее и сделан в подвальном помещении.

Основная задача новобранцев – пройти эти лабиринты. Кажется, задача не такая сложная, да? Но надо сделать это в абсолютной темноте.

Хотя "Депутат" говорит, что с помощью систем с искусственным интеллектом можно создать любой сценарий для испытания. Например, зачистка здания, эвакуация раненого, выход с позиций. Словом – вариантов довольно много.

Но назревает вопрос – а что же в самих лабиринтах?

Первый лабиринт, или, как говорят его создатели, "тот, что полегче" – на втором этаже. Поднимаемся по лестнице туда и сразу же попадаем на первую ловушку – вспышки и имитация взрыва.

Мы проходим лабиринт при включенном свете, чтобы увидеть, каким он есть. С помощью OBS-плит маленькую комнату превратили в запутанную полосу препятствий, на прохождение которой надо минимум 15 минут.

Здесь есть тупики, в которых можно встретить манекены, имитирующие россиян или же наткнуться на зеркало и испугаться самого себя.

Сектор устойчивости
Муляж противника / Фото 24 Канала

Также в темноте можно случайно наткнуться на оккупанта-самоубийцу, который висит посреди лабиринта. Интересно, что таких здесь несколько.


Декорации "Сектора стойкости" / Фото 24 Канала

Большинство спецэффектов – это свет и звуки. Разработчики говорят, что колонок здесь не хватает, но звук все равно довольно сильный.

"Депутат" говорит, что у "Сектора устойчивости" есть несколько целей. Одна и них – научить новобранцев бдительности, чтобы они усвоили, что за каждым уголком может быть опасность. Сегодня – это манекены, но завтра это будут реальные оккупанты.


Муляж врага в "Секторе устойчивости" / Фото 24 Канала

После прохождения первого уровня – спуск в подвал ко второму лабиринту. Прежде чем добраться до лестницы, надо пройтись по пустым пластиковым бутылкам. Пожалуй, в темноте это не самая приятная часть полосы препятствий.

В подвале уже сложнее. Первое испытание – найти правильный путь. Проход разделен на две части: верхнюю и нижнюю, поэтому надо выбирать, куда лезть. Одна из частей ведет в тупик. Подсказки здесь оставлять не будем.

Здесь задача – найти дыру. Найдут – выйдут, не найдут – не выйдут. Всё просто,
– говорит "Вампир".


Как выглядит "Сектор устойчивости" / Фото 24 Канала

Маршрут в подвале куда сложнее – нужно пролезать узкими проходами, подниматься и спускаться, наталкиваться на трупы россиян и собственное отражение под вспышки и звуки взрывов. Хотя здесь должна была бы быть и водная преграда, однако от нее отказались, поскольку в помещении холодно. И водоем нужно было бы делать в подвале. Поэтому чтобы лишний раз не рисковать здоровьем новобранцев, от этой идеи отказались.

Когда мы обошли все лабиринты, их начали готовить к реальному прохождению – в помещение запускают дым.

Когда весь лабиринт заполнился дымом, туда впустили трех бойцов. Двое – новобранцы, которые заканчивают прохождение БЗВП, а с ними и инструктор, который прошел бои за Изюм. Пока ребята пытаются сориентироваться в темноте, в кабинете на первом этаже за ними наблюдают разработчики "Сектора устойчивости".


Камеры наблюдения, на которых видно все, что происходит в лабиринте / Фото 24 Канала

Камеры не передают звук, но на самом видео и по реакции военных видно, когда срабатывает та или иная ловушка. Один из разработчиков засекает время, чтобы увидеть, сколько длится прохождение препятствий. Конечно, это время зависит от многих факторов.

Если в группе кто-то проявит лидерские качества и поведет за собой других – они пройдут лабиринт быстрее,
– говорит "Депутат".

Хотя разработчик имел в виду не конкретно эту группу, а вообще концепцию этих испытаний. И это одна из задач "Сектора устойчивости" – выявить лидеров, которые позже могут быть командирами групп уже непосредственно в подразделениях.

Прохождение может происходить по-разному. Например, для большего психологического давления бойцов могут отправлять с рациями и тогда инструкторы могут их "подгонять" или помогать выйти, если все совсем плохо.

За 13 минут группа из трех бойцов преодолевает "легкий" лабиринт. Камеры на лестнице в подвал нет, поэтому появление ребят на экранах мы ждем почти две минуты. Вот бойцы спускаются в подвал. С первой попытки они находят правильный путь и проходят лабиринт дальше.


Группа успешно прошла первый лабиринт / Фото 24 Канала

Когда они дошли до финиша, разработчики сразу же пошли встречать их, чтобы те поделились впечатлениями. Бойцы были в восторге. Также они делились своими идеями, что можно было бы добавить – например, сделать больше ловушек, импровизированную растяжку и тому подобное.

Как объясняют разработчики, в частности "МП3" и "Депутат", они надеются, что в будущем каждый новобранец будет проходить полосу препятствий дважды. Впервые это будет после попадания в учебный центр – некое продолжение "нулевого дня", чтобы инструкторы могли понять возможности новобранцев. Сейчас же прохождение добровольное, пока проект экспериментальный, и является скорее исключением.

Второе прохождение уже должно происходить в конце базовой общей военной подготовки. Все психологические тесты и поведение в "Секторе устойчивости" должны быть основанием для рекомендаций в дальнейшем.

Мы будем фиксировать, как человек чувствует себя во время прохождения лабиринта, какое сердцебиение, какая реакция на стресс, на взрывы и как себя ведет вообще. И на основе этого мы имеем вывод,
– объясняет "Депутат".

Почему это важно? Разработчики говорят, что люди бывают совершенно разные. Есть те, кто чрезвычайно сильный физически, но психологически не готов к испытаниям. А когда такой боец окажется на задании, то это риск не только для него, но и для собратьев.

То есть "Сектор устойчивости" может улучшить профессиональное распределение новобранцев по должностям и подразделениям. В будущем также планируют полностью отслеживать прохождение лабиринта и анализировать результаты с помощью технологий, которые и будут давать выводы о психологической готовности или неготовности к выполнению боевых задач.