Такая инициатива вызвала недоумение у демократической общественности и даже осуждение — у правозащитников.
"Лицо, которое добровольно получило гражданство иностранного государства, будет считаться таким, которое попадает под действие требования о прекращении украинского гражданства", — категорически прописывает законопроект Порошенко.
Таким образом президент и его единомышленники намерены раз и навсегда решить вопрос, когда чиновники-коррупционеры (и беглецы) оказываются гражданами еще какой-то страны, кроме нашей, или и не одной.
Правозащитники и юристы соглашаются — да, это вопрос в нашем государстве недостаточно урегулирован. Но инициатива Порошенко выглядит как рубка с плеча.
Нардеп-беглец Александр Онищенко, кроме того, что украинец, еще и грек
Двойное гражданство: суть и форма
В публикации Елены Бусол, кандидата юридических наук, на сайте Центра исследований социальных коммуникаций рассмотрены правовые аспекты реалий двойного гражданства в Украине.
Статьей 2 Закона Украины "О гражданстве Украины" предусмотрено, что законодательство Украины о гражданстве основывается на принципе единого гражданства — гражданства государства Украина, что исключает возможность существования административно-территориальных единиц Украины. Если гражданин Украины приобрел гражданство (подданство) другого государства или государств, то в правовых отношениях с Украиной он признается лишь гражданином Украины.
Вместе с тем добровольное приобретение гражданином Украины гражданства другого государства, согласно ч. 1 ст. 19 этого Закона, является основанием для прекращения гражданства Украины: "1) добровольное приобретение гражданином Украины гражданства другого государства, если на момент такого приобретения он достиг совершеннолетия. Добровольным приобретением гражданства другого государства считаются все случаи, когда гражданин Украины для приобретения гражданства другого государства должен был обращаться с заявлением или ходатайством о таком обретении соответственно порядку, установленного национальным законодательством государства, гражданство которого приобретено".
Однако даже это обстоятельство нельзя не расценивать как запрет двойного гражданства, поскольку утрата гражданства Украины происходит не автоматически с приобретением гражданства другого государства, а исключительно со дня выдачи Указа Президента Украины о прекращении гражданства относительно определенного лица,
— отметила Бусол.
Экс-глава ГФС Роман Насиров оказался еще и гражданином Великобритании
Законом не установлено, как именно граждане Украины должны декларировать второе гражданство — в Украине нет форм фиксации двойного гражданства. Доказать факт того, что гражданин Украины имеет паспорт еще какой-то страны практически невозможно, а многие страны, такие как Израиль, Румыния, Венгрия не выдают справок о двойном гражданстве, что делает невозможным действие принятого закона.
Закон предусматривает, что непредставление или несвоевременное представление совершеннолетним гражданином Украины, который добровольно получил иностранное гражданство, заявления об этом и копии документа, подтверждающего получения им иностранного гражданства, — влечет за собой наложение штрафа от 10 до 30 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 170 до 510 грн). Те же деяния, совершенные должностными лицами органов государственной власти и органов местного самоуправления, — влечет за собой наложение штрафа от 50 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 850 до 1700 грн). Но согласно Конституции, человек дважды не может быть привлечен к юридической ответственности за одно и то же правонарушение. Это значит — если один раз вас оштрафовали, то в дальнейшем можно иметь два паспорта.
Почему президентский законопроект не решит проблему
Документ в том виде, в котором он представлен, может изменить отношения с некоторыми группами, которые для Украины являются важными, — заметил в комментарии сайту "24" директор Украино-Израильского института стратегических исследований им. Голды Меир Альберт Фельдман.
Он не учитывает взаимоотношения внутри Украины с представителями этнических меньшинств, некоторые из них хотели бы иметь гражданство тех стран, к которым они этнически принадлежат, я имею в виду укранских румын, болгар, венгров, евреев,
— отметил Фельдман.
Вторая проблема, по словам эксперта, связана с взаимоотношениями Украины и диаспоральных групп. Этнические украинцы, бывшие украинские граждане связывают себя с Украиной так или иначе, в разных странах. И их идентификация достаточно сложно проходит, потому что украинский народ только формируется, и эта идентификация определяется в том числе и наличием паспорта.
И лишать их такого идентификационного маркера очень ошибочно с точки зрения президента и Администрации Президента. Диаспоры много помогают и могут быть драйверами компетенций стран своего проживания. Они могут быть инвесторами и теми, кто когда-то захочет вернуться в Украину. И если у них будет паспорт Украины — это сделать им будет гораздо легче, чем когда их лишат его из-за факта наличия другого гражданства,
— пояснил аналитик.
Канадские Украинцы поддерживают Украину не только словом
Третья проблема, по словам Фельдмана, – Украине нужно подумать о том, откуда она получает субвенции. Прошлый год, например, принес со стороны украинских заробитчан (часть из которых тоже пытается получить не украинское гражданство) 6 миллиардов долларов, это одна из самых больших субвенций в Украине.
В итоге – эти три группы оказываются под угрозой, и они принесены в жертву идее, что государственные чиновники не должны иметь двойное гражданство. С этим никто не спорит, но тогда это нужно четко определить. И на сегодняшний день это определено в законе о государственной службе. Но там нет наказаний никаких. Собственно, в этом документе тоже наказания не прописаны,
– сказал Фельдман.
Законопроект, отметил эксперт, в целом нарушает несколько конституционных норм: предполагает определенное автоматическое, абсурдное с точки зрения юриспруденции, понятие лишения гражданства. Ничего не может быть автоматически, все надо доказать. И еще там есть странная формулировка о насильственном и не насильственном приобретении гражданства. Это тоже субъективная характеристика. Это все делает малореальным закон, – уточнил он.
Или этот законопроект будет доработан, и будет касаться только госчиновников и высших должностных лиц, или он – не либеральный и нарушающий права украинских граждан.
Рада и двойное гражданство
В Верховной Раде на рассмотрении в комитетатх сейчас находятся еще три законопроекта, кроме президентского.
Так, согласно закону авторства Ляшко, он будет касаться только чиновников и депутатов. У последних будут забирать мандат. На простых граждан действие закона не распостраняется.
Вариант закона от "Народного фронта" — тоже касается только чиновников. По мнению авторов законов — и вычислить их гражданство просто. Несмотря на то, что в Украине сто тысяч чиновников вместе с депутатами.
Фельдман отметил, что эти документы четко определяют, на кого они ориентированы — как раз на тех, кто несет на себе властные полномочия. Хотя в мире есть страны, в которых наличие другого гражданства не препятствует работе в законодательном органе или в исполнительной власти. Хороший пример — Франция, Италия, Испания.
Франция в этом вопросе наиболее либеральная. Жесткое отношение к гражданству — в маргинальных странах, которые не отличаются либеральным подходом, а являются, по сути, диктаторскими режимами. Пример нужно брать не с Северной Кореи. Лучше с Франции,
— отметил Фельдман.
Израильские украинцы существенно поддерживают Украину в торговом партнерстве и инвестициях
Мировой опыт
По словам аналитика, за последние 10 лет большинство стран отказываются от доминанты одного гражданства. В том числе — почти все наши соседи-европейский страны, все цивилизованные страны. Они как минимум стали воспринимать факт двойного-тройного, нескольких гражданств.
Важно, как государство воспринимает своего гражданина. На уровне взаимодействия существует доминанта гражданства в тот момент, когда гражданин находится в какой конкретной стране. Если, условно: голландец имеет гражданство в Голландии и США, то в Голландии он будет под юрисдикцией Голландии и будет считаться голландцем, а если поедет в Штаты — то американцем, гражданином США,
— объяснил Фельдман.
Так может быть и в Украине. И большинство стран придерживаются подобной позиции. Более того, они считают, что желательно выдавать паспорта людям, которые являются коренными жителями страны. Румыны, венгры, балтийские страны проводят целые программы в связи с выдачей паспортов тем людям, которые являются потомками довоенных граждан этих государств. В Польше выдают карту поляка, подчеркивая таким образом этническую принадлежность меньшинств, которые живут в Украине, Беларуси, России и т. А в Украине действуют абсолютно наоборот.
Самый интересный пример — балтийских государств. Они очень маленькие с точки зрения народонаселения, от 1,2 до 1,5 миллиона человек. Их гораздо легче маргинализировать, размыть с демократической точки зрения, но даже они согласились с необходимостью двойного гражданства. Впрочем, там есть ограничения относительно того, гражданство каких стран может рассматриваться как допустимое.
Итак, подытожил Фельдман, есть элементарные способы, как ограничить опасности, исходящие, например, от воинственных соседей. Так же — прописать законодательно перечень лиц, которые не могут себе позволить двойное гражданство с точки зрения национальной безопасности. То есть, можно найти выход и не рубить с плеча, как это сейчас происходит в Украине.
Читайте также: Уже скоро: перспективы и главные риски безвиза с ЕС для украинцев