Об этом 24 Каналу рассказала экс-замминистра культуры молодежи и спорта Ирина Подоляк. По ее мнению, Александру Ткаченко не хватало лидерства и целостной стратегии развития отрасли.

Смотрите также "Культура и дроны – одинаково важны": Ткаченко подал заявление об отставке и объяснил мотивы

Почему в обществе было неприятие Ткаченко

После назначения министра культуры и информационной политики в 2020 году сообщество работников культуры, насчитывающее около полумиллиона человек, говорило, что министру нужно дать время.

"Но в какой-то момент стало понятно, что министр культуры действует на своей должности как руководитель медиахолдинга. Иными словами, его интересы ограничивались телевидением и информационной политикой", – убеждена Подоляк.

Впрочем, культура – это не только телевидение и управление структурами.

Хорошо ли выполнял Ткаченко свою работу

За три года руководства Ткаченко в министерстве не было системного понимания процессов, происходящих в культуре. Вместо этого были спонтанны инъекции для поддержки тех проектов, которые были в общественном тренде.

"Конечно, нет ничего плохого в том, чтобы следовать общественным трендам. Но в этом не было лидерства, визионерства и основательного понимания ситуации", – отметила экс-чиновник.

Поскольку Ткаченко, по мнению Подоляк, не сосредотачивал свое внимание на актуальных проблемах культуры, мимо него проходили такие вопросы, как сохранение памятников и музейных фондов во время войны.

Кроме того, у Ткаченко не было желания отстаивать независимость министерства культуры как институции, что было его обязанностью в должности министра. В качестве примера Подоляк приводит государственное финансирование для украинского кино, в котором возникли существенные проблемы из-за непрозрачности отбора фильмов для поддержки. Ткаченко никак не пытался повлиять на данную ситуацию.

Ирина Подоляк об отставке министра культуры: смотрите видео

Какие вызовы предстанут перед новым министром культуры

По большому счету, неважно, кто придет на его должность следующим. Потому что при руководстве Ткаченко государственная политика в сфере культуры дискредитировала себя и больше не имеет общественного доверия.

"Следующему министру культуры не позавидуешь, ведь ему придется восстанавливать все процессы и институции, а также – возвращать компетентных людей, ушедших из министерства, в управление культурой", – предположила Подоляк.

Из-за чего возросло недоверие к министерству культуры

  • Важной репутационной потерей культуры и Украины в целом стала непрозрачность Украинского культурного фонда, который финансировал культурные проекты, предоставляя гранты. В 2021 году наблюдательный совет фонда начал вмешиваться в работу независимых экспертов, которые оценивали каждый подаваемый на грант проект.
  • Не меньшие проблемы возникли и в киноиндустрии, где с приходом Ткаченко предпочтение в государственном финансировании стали отдавать популярным патриотическим продуктам. К тому же государство начало вмешиваться в независимые конкурсы на должности глав Госкино и Довженко-Центра.
  • В конце концов именно скандал с производством сериала стал последним для действующего министра культуры. Ткаченко встал на защиту выделения 33 миллионов гривен на сериал Юрия Горбунова о двух айтишниках, которые в начале полномасштабного вторжения эвакуировались в "пгт Ингулец". В сериале должен был сыграть бизнесмен и автор фразы "Вова, **** их *****" Александр Поворознюк, имеющий неоднозначную репутацию.