Ярким примером противоречивой законодательной инициативы является депутатский законопроект №13330 от 30 мая 2025 года, направленный на предотвращение демпинга со стороны крупных операторов рынка электронной связи через перекрестное субсидирование отдельных видов услуг (доступ к фиксированным сетям передачи данных Интернета) и имплементацию Директивы ЕС 2018/1972г, пишет в своей колонке старший экономист CASE-Ukraine, специалист Экономической экспертной платформы Владимир Дубровский, информирует 24 Канал.
Читайте также Рада приняла законопроект о профессиональном образовании: что он предусматривает
По его словам, хотя идея борьбы с демпингом является правильной, предложенный законопроект содержит чрезмерные требования для бизнеса, в частности обязательное ведение раздельного бухгалтерского учета по всем видам услуг.
Введение раздельного учета для всех субъектов рынка является контрпродуктивным и не имеет аналогов в странах ЕС, считает эксперт. Такое регулирование не только повлечет чрезмерные трансакционные издержки для бизнеса, но и усложнит выход на рынок новых игроков, что в конечном итоге может привести к снижению конкуренции.
Это подтверждает также заключение Комитета по вопросам интеграции Украины в Европейский Союз, который отметил, что проект Закона противоречит международно-правовым обязательствам Украины в сфере европейской интеграции и праву Европейского Союза.
Дубровский привел несколько примеров, в частности, если раздельный учет будет проводить молочный комбинат, который продает сыр, твердый сыр, масло, йогурт и молоко, или хлебозавод (хлеб и кондитерские изделия). Или Укрзализныця или "Новая почта", которых правительство поощрило инвестировать в собственные энергетические мощности с возможностью реализации части энергии наружу.
Предоставление нескольких услуг на одной инфраструктуре, что является распространенной международной практикой, позволяет операторам оптимизировать расходы и предлагать потребителям выгодные тарифные пакеты. Предложенный законопроект не учитывает этих особенностей и может нанести вред как бизнесу, так и потребителям. При этом антимонопольные органы имеют достаточно инструментов для выявления и предотвращения демпинга, поэтому введение такого жесткого регулирования является нецелесообразным.
Специалист по вопросам налоговой и регуляторной политики Экономической экспертной платформы Мирослав Лаба в колонке также приводит указанный выше законопроект №13330 как один из примеров несовершенных инициатив и сообщает, что в 2024 году стоимость принятия одного закона составила почти 9,2 миллиона гривен, а пять из шести поданных законопроектов так и не были приняты. Эта ситуация свидетельствует о системных проблемах во взаимодействии ветвей власти и отсутствии согласованной стратегии развития.
По данным VoxUkraine, более 80% законопроектов в период 2022 – 2024 годов подали народные депутаты, тогда как в странах ЕС большинство инициатив поступает от правительства. Правительственные проекты, как правило, проходят длительную процедуру обсуждения и согласования, что обеспечивает их высокое качество. Зато многие депутатские инициативы имеют значительные недостатки, что делает их практически непригодными и вредными для принятия.

