Почему спрос, почему в Украине, почему теперь?

3 апреля 2013, 12:48
Читати новину українською

Адриан Сливоцкий, один из виднейших специалистов современного менеджмента, который относится к топ-50 мировых бизнес-мыслителей, член Консультативного совета Львовской бизнес-школы УКУ выступит в роли Key note speaker 10 апреля на конференции в Киеве «Феномен спроса: как стать провидцем желаний потребителя».

Почему спрос, почему в Украине, почему теперь?

Последние десятилетия динамичное экономическое развитие происходило естественным образом. Для бизнесменов важно быть ловкими с затратами и качеством, совершенствовать мастерство на производстве. Такая схема сработала во многих отраслях. Мы не нуждались хорошо понимать спрос.

Но в один момент что-то пошло не так. Из всех стран большой экономики Япония стала первой, которая испытала большое замедление. Западные обозреватели наблюдали за японской экономикой как за аномалией: по непонятным причинам что-то произошло с японским чудом. Теперь те, кто наблюдал, сами испытали большое замедление: Европа и США проживают пятый год «семь голодных лет экономики», а период в семь лет сегодня выглядит как оптимистичный прогноз.

Похоже, регионом, который имеет иммунитет против такого замедления, является именно Китай. Время покажет. Интересно, что одной из типичных причин большой стагнации большинства крупных экономик была недвижимость. Слишком много недвижимости, слишком много спекуляций, чрезмерная застройка. От Токио до Дубая - везде срабатывают одни и те же механизмы. Строительство оказалось совершенной маской, которая скрыла и задержала проявления фундаментальных структурных проблем со спросом. Каковы масштабы чрезмерной застройки теперь в Китае? Вы не может этого сказать, читая официальные данные. Вам следует туда поехать и увидеть все собственными глазами. А когда туда попадете, то будете думать, что Китай 2012-го - это Дубай 2007-го.

Однако, несмотря на неутешительную реальность, когда все отрасли пытаются зажечь спрос, практически в каждой есть компании, которые развиваются вполне аномально: рост выражается двузначными цифрами, высокие цены, невероятные прибыли и фанатичная лояльность покупателей. Это даже не лояльность, а настоящий восторг!

Разве они волшебники? А, возможно, они усерднее поработали, чтобы понять скрытые механизмы спроса? Можно ли этому научиться?

Во всех уголках глобальной экономики, даже в наименее ожидаемых местах, есть невероятные примеры создателей спроса. Кто бы мог подумать десять лет назад, что некоторые из лучших компаний-создателей спроса появятся в Южной Корее? Менее чем за десятилетие «Samsung» и «Hyundai» стали мировыми лидерами. Они прошли невероятную быструю эволюцию от олигархической экономики к системе, породившей несколько мировых суперзвезд по созданию спроса.

Такая ускоренная эволюция в Корее основывается на нескольких принципах. Во-первых, это свободное владение устным и письменным английским языком. Во-вторых, обучение. Тысячи корейских студентов грызут гранит науки в ведущих американских университетах, таких как Гарвардский, Йельский, Колумбийский, Принстонский и десятки других учебных заведений. Третий принцип - тщательное изучение опыта лучших компаний в своей области. Никогда не забуду группу представителей компании «Samsung», изучавших работу заводов «Toyota», только потому, что это был крупный производитель. Другие два принципа: четкая и последовательная деловая этика и искреннее стремление конкурировать с лучшими.

Как результат, «Hyundai» сегодня бросил вызов компании «Toyota», а «Samsung» - «Apple». За десять лет они преодолели невероятное расстояние и могут многому научить украинские компании, которые только начинают свой путь к созданию спроса.

Может ли создание спроса стать фактором, который ускорит эволюцию украинской экономики?

Украинские компании имеют несколько факторов, которые могут сработать в их пользу. В частности, украинцам присуща ориентированность на клиента. Эта черта необходима, чтобы компании могли поставить потребителя на первое место и настойчиво развивать товары и услуги до такого уровня, когда они действительно решают основные проблемы клиентов.

До 2008 года украинские компании не слишком задумывались о своем клиенте, о том, чего он в действительности хочет. Однако сегодня, когда некоторые отрасли констатируют падение рынка вдвое, при котором их клиенты покупают их продукт не раз в неделю, как раньше, - а раз в две недели, следует постоянно задавать себе вопрос "Откуда появится спрос завтрашнего дня?" Ведь можно сетовать на несправедливость своего положения, на неравенство условий на рынке, как это часто делают малые компании с ограниченными ресурсами, а можно посмотреть в зеркало. Можно постоянно задавать себе вопросы и искать следующую карту проблемных точек потребителя.

Несмотря на сложное десятилетие для украинской экономики, некоторым компаниям удалось сделать прогресс в построении зрелых и эффективных организаций. Речь идет и о крупных компаниях по разработке программного обеспечения, и о лидерах в аграрной сфере или отраслях тяжелой промышленности, энергетики или технологий. Сотни крупных украинских компаний достигли такого уровня развития, когда они чувствуют себя в силе ответить на вызов создания нового спроса. Их самый большой капитал - талантливое поколение управленцев и собственников с современным мировоззрением, знанием английского, желанием постоянно учиться, развиваться и способностью работать с европейскими и американскими партнерами. Все эти факторы в совокупности позволяют достичь мастерства в искусстве создания спроса.

Несмотря на положительные результаты, важно не забывать, что лишь та организация добьется успеха в искусстве создания спроса, которая имеет стремительную траекторию совершенствования, быстрые темпы обучения и сильное желание становиться лучше каждый день.