Под Берестечком почтили павших в исторической битве

26 июня 2011, 16:54
Читати новину українською

360 лет назад неподалеку Берестечка войско Богдана Хмельницкого сошлось в неравном бою и армией польского короля Яна Казимира.

Кроме верности казаков и патриотизма почти безоружных крестьян, Хмельницкий рассчитывал на помощь крымского хана Ислама Гирея III, однако тот в последний момент предал.

"Это была величайшая битва средневековья - битва под Берестечком, где с обеих сторон участвовало почти 300 тысяч казаков, крестьян и польская армия. После этого сражения фактически польское войско не могло уже оправиться и оно просило перемирия и в дальнейшем, вы знаете, что оно потерпело поражение, Поэтому мы считаем: это не поражение и не победа, но она равнозначна победе", - говорит директор музея- заповедника "Казацкие могилы" Леонид Галабуз.

Ежегодно сюда съезжаются тысячи патриотов. Реконструкторы из Каменец-Подольского приехали воссоздать историческую битву. Все доспехи изготовлены по музейным образцам.

"Типы палаток, формы палаток, размеры соответствуют XVII веку...Это палатки солдатские, палатки офицерские, палатки для хранения оружия - все, что необходимо для нормального функционирования воинского подразделения", - говорит председатель Каменец-Подольского военно-експедичного общества Александр Заремба.

Казачество для Юрия Бегуна - не только возрождение традиций, но и заработок. Без табака в трубке, зато с булавой. Это - одно из направлений зеленого туризма.

"Раньше казаки ели сало, кашу пшенную, ели кулиш. А сейчас что едят: "Мивину", чипсы, сухарики", - говорит местный казак Юрий Бегун.

Приехали в Берестечко и причерноморские, и бужские, а также кубанские казаки.

"Когда-то, когда запорожцы приехали на Кубань, они ходили так же, как и сейчас у вас - шаровары и т.п. Но тогда там жили адыги, черкесы, они имели примерно такой вид, чтобы защитить себя, они переодевались в черкесскую одежду. А потом это вошло в обиход и сейчас такая национальная одежда казацкая", - говорит казак с Кубани Александр Подварко.

"Казачество, которое бытовало у нас, как причерноморские и бужские казаки. Поэтому костюмы, которые на нас, - это стилизованные костюмы той истории, которая у нас была", - говорит казачка с Николаевщины Галина Стрелецкая.

Объединяет казаков одно - жажда свободы и память о тех свободолюбивых предках, положивших жизнь на алтарь Украины. Свято-Георгиевский храм сейчас - это казацкая усыпальница на месте битвы.

"Уникальность храма в том, что фасад сделан в виде иконостаса, и главные двери в храм - это имитация Царских Врат...Так сделано для того, чтобы во время многолюдных чествований памяти украинских героев - казаков и крестьян, которые здесь отмечаются на Казацких могилах в монастыре, сам храм можно было превращать в огромный алтарь, а площадь перед храмом, где мы с вами стоим, можно было превращать в большой храм под открытым небом", - говорит благодетельный монастыря Иеромонах Никон (Гайдай).

Больше всего людей здесь бывает во второе воскресенье после Троицы, когда чествуют всех святых земли Украинской.