Проблемы поступления в 1 класс: разъяснения экспертов
В первый класс с этого года начнут набирать по новым правилам. У родителей все еще остается много вопросов. На некоторые из них сайт "24" попросил разъяснения экспертов образовательной реформы.
До конца мая в школах Украины продолжается набор первоклассников. Отбор будет происходить по новым правилам – без экзаменов для малышей и по территориальному принципу.
Читайте подробнее: Новые правила зачисления в 1 класс-2018: что стоит знать
Больше всего родителей будущих первоклассников волнует возможность выбирать школу и учителей. А также – качество подготовки школ к обучению первых классов по новой программе.
Вот что рассказали журналистам сайта "24" родители и родственники будущих школьников.
Ирина Шевченко, Запорожье:
"У меня двоюродный брат идет в первый класс, обычная школа на районе. Именно в той местности школ мало, а район густонаселенный. Много высоток плюс частный сектор. Так через новую систему приема появилась проблема – детей много, а помещений нет. Набирают три класса по 36-40 человек. Родители просят, чтобы разделили на четыре, но просьбы не помогают. Говорят, нет свободных классов.
Еще там же вводят, что дети должны отдыхать, не долго сидеть за партами. Так вот из-за этого тоже проблемы. Детей, опять же, много, и в классе некуда ставить для них "лежанки".
Дмитрий Васильев, Киев:
"Система приема правильная, но не доработанная. Надо: первое – две-три, но не одна закреплена школа за территорией обслуживания, для выбора. Второе – подавать документы нужно разрешить до 4 школ, но во всех школах сообщить о выборе одной из школ и зачисления туда. Третье – должен быть единый электронный реестр первоклассников города, общин, ОТГ".
Читайте также: В Украине стартовал набор в 1 класс по новым правилам подачи документов
Выбор школы, права и возможности
Сопредседатель Общественного объединения "Родители SOS" Алена Парфенова в комментарии сайту "24" отметила, что радикально подходы к приему первоклассников новый порядок не изменил. Так и раньше за каждой школой была закреплена территория обслуживания.
И раньше была такая практика, что в лучшие школы, по представлениям родителей, потому что там или материально-техническое оснащение, или хорошие показатели ВНО, было много желающих вступить. И это породило так называемые "вступительные поборы". Вступление в "лучшие" школы измерялось суммами от 1000 гривен до 5000 долларов. Поэтому эту практику надо прекращать,
– отметила она.
Поскольку родители декларировали свое место жительства, а школы проводили тестирование для 6-летних детей. И таким образом уже на этапе этих тестирований, общаясь с родителями, им говорили: "Ваша Маша недостаточно хорошо подготовлена к школе, но если вы..." – и там уже вариации – "...то мы готовы взять ее в нашу школу".
Этим порядком министерство дало возможность всем детям попасть в ближайшие школы. По словам Парфеновой, например, в Киеве Оболонский, Печерский, Шевченковский районы страдали от того, что родители живут напротив школы, но там вступление стоит 10 000 гривен, и они вынуждены ребенка куда-то возить. Теперь же достаточно подать документы и иметь уверенность, что зачислены в школу.
Право первоочередного зачисления не запрещает подаваться на свободные места в любую школу. И на этапе свободных мест будет жеребьевка. В мире этот способ распространен. Но для Украины этот способ необычный. Вместе с тем в Соединенных Штатах прекрасно живут с этой практикой, это достаточно прозрачно. В штате Калифорния, где место регистрации не имеет значения, вы там машину можете взять в кредит и никто про регистрацию не спросит. Но поступление в школу там – исключительно по месту регистрации,
– уточнила эксперт.
Эксперт РПР, депутат Киевсовета Наталья Шульга в комментарии сайту "24" объяснила, что не стоит делать прямой связи между новым порядком приема в 1 класс и уменьшением взяточничества в школе.
"Мы скорее следовали потому, что абсурдно сдавать экзамен перед первым классом и отбирать на основе экзаменов детей. Цель первого класса – научить детей базовым навыкам и знаниям, как чтение, письмо, счет, основы логики, наблюдательности и тому подобное", – уточнила она.
Сопредседатель ОО "Родители SOS" Елена Бондаренко в комментарии сайту "24" также отметила, что новый порядок не ограничивает выбор школ. Он дает право родителям, которое они имели до сих пор, но оно игнорировалось, иметь гарантированное место в школе, ближайшей к их дому. Но это совсем не ограничивает право родителей выбирать любую школу в городе, своем или другом, в любом конце страны.
Читайте также: В Украине отменили термин "высшее учебное заведение": появилось новое название
"В прошлые годы они так же имели право подавать документы в другие школы, только сейчас разница в том, как будут отбираться эти дети. Раньше это были конкурсы. Мы перекладывали всю ответственность за вступление в школу на детей – как они умеют говорить, считать, сколько денег родители вложили в их подготовку. Фактически ребенок приходил в первый класс, уже пройдя программу и второго, и третьего. Определенную роль в поступлении в школу играла и возможность родителей заплатить взносы. Таким образом отбирали не только лучше подготовленных детей, но и более платежеспособных родителей. Теперь отбор будет происходить сугубо по жеребьевке", – пояснила Елена Бондаренко.
Главное, что меняет этот порядок – родители приходят в школу не просителями "возьмите, пожалуйста, мы ребенка подготовили, мы заплатим", исключаются эти зависимые отношения. Когда родители по месту регистрации обращаются – их обязаны принять. По результатам жеребьевки так же родителям не надо будет унижаться, как оно выпало – так и будет.
Жеребьевка и страхи
У нас в стране к жеребьевке относятся плохо, констатировала Елена Бондаренко. К самому слову и процедуре.
"Я их понимаю. Но при подготовке документа проверялись множество вариантов, каким может быть этот отбор, чтобы исключить из него фактор подготовки ребенка и финансы родителей. Изучали опыт других стран. Мы предлагали вариант, который легко проверить – по возрасту. Но уполномоченная по правам человека сказала, что это дискриминация по возрасту. И из того, что в рабочей группе нам уполномоченное предлагала, – живая очередь. Этот вариант даже не стоит рассматривать. Как и когда родителям становиться в эту очередь? Как же люди с инвалидностью, если кто-то не успеет на коляске быстро примчаться? Для меня это какое-то варварство", – рассказала эксперт.
Бондаренко согласилась, что лучше было бы делать реестр и электронная жеребьевка. Но пока не успевали все это сделать. В последующие годы эти варианты будут прорабатываться, чтобы усовершенствовать процедуру.
Сергей Горбачев прописал процедуру жеребьевки, учитывая по максимуму все возможные претензии. Мы изучали и опыт УЕФА с замороженными шариками во время жеребьевки, и художественные фильмы про фокусников, чтобы понять, как эта процедура должна происходить, чтобы исключить махинации. Мы посетим процедуру жеребьевки в нескольких школах, чтобы учесть недостатки и усовершенствовать процедуру,
– пообещала эксперт.
Алена Парфенова отметила, что на самом деле возможны варианты, как обойти жеребьевку: "Нам некоторые "фокусники" уже показали это. Например, шарики с нужными номерами кладут в холодильник, соответственно, они на ощупь – холоднее. Но в порядке прописано, что каждый будет вытаскивать эти шарики. Сам барабан должен быть прозрачным". Но – подчеркнула эксперт – идея в том, что родители сами будут заинтересованы в этой прозрачности. Также, поскольку это публичное мероприятие, никому не запрещено осуществлять любую фиксацию этого процесса.
Как проконтролировать школу на предмет готовности
У нас идет не только реформа образования, а касательная ко всем остальным – реформа децентрализации, напомнила Наталья Шульга. Это означает, что 60% своих налогов территория получает обратно, для распоряжения местной общиной. И сама община должна требовать от своих депутатов советов и государственных администраций придерживались приоритетов, которые определены на этот год – начальная школа и профессионально-техническое образование.
Они должны предусматривать бюджеты для них не только на этот год, но и на другие годы. Например, в Киеве от государственного бюджета мы получили на начальную школу 52 миллиона гривен, из бюджета Киева – еще 56 миллионов, и еще до 10-15 миллионов предусмотрели корректировку. Это позволяет нам закупить специальные столы, потому что это уже не традиционные парты. Мы переходим к пространству-трансформеру, а для этого, действительно, нужны другие мебель и возможности,
– уточнила Шульга.
И когда говорят, что набрали больше детей, чем мест, то это задача директора и педагогического коллектива, в котором все должны пройти специальные курсы повышения квалификации и переподготовки, акцентировала эксперт.
"И количество детей теперь не имеет значения. Принципиальное значение теперь имеет организация пространства. Потому задача коллектива учителей – максимально использовать площади школы, делать из них трансформеры, отойти от парадигмы классно-урочной системы. Возможности, подсказки и методологии этого – выкладываются и на сайте EdEra, і на сайте НУШ. И учителя, которые заинтересованы в качестве своего преподавания, могут взять оттуда большое количество полезного материала", – пояснила Наталья Шульга.
Алена Парфенова напомнила, что у нас много школ сейчас часто неэффективно с точки зрения организации учебного процесса используют помещения – сдают классы или другие помещение в аренду, например, или устраивают какие-то тематические выставки, музеи и тому подобное. Все это можно переформатировать и создать нужные учебные классы.
Политические и экономические проблемы поступления в 1 класс
Елена Бондаренко согласилась, что в процессе реформирования образования еще есть над чем работать. Потому что это именно процесс. Есть недостатки и в отношении распределения закрепленных территорий. Например, в центре, где нет жилых домов, а есть много школ.
Родители возмущаются, что школа рядом, а закрепили за школой, которая дальше. Я понимаю, почему. Но родители недовольны, и они имеют на это право. Просто сейчас управление образования должно думать наперед. Например, школы, которые в центре должны быть больше ориентированы на старших детей, которые могут ради какого своего профиля ездить чуть дальше. Все будет зависеть от того, как управление образования, несмотря на новый закон и потребности населения, будет переформатировать школы,
– объяснила она.
Есть и другая проблема – у нас нет реестра первоклассников, а родители без подтверждения места жительства требуют устроить ребенка в школу. Поймите и местную власть, отметила Бондаренко: "Инфраструктура разрабатывается для количества жителей, о которых власть знает. Если исходить из статистики, сколько детей зарегистрировано в Киеве, то можно закрыть две трети киевских школ. Но они все будут заполнены. И так проблема поступления в первый класс оказалась политической, экономической, это выявило проблему регистрации, неуплаты налогов и тому подобное".
В меньших городах, добавила эксперт, с этим проблем нет, но там есть проблема, что этот порядок просто не хотят выполнять. Вот есть гимназия, и туда так же будет конкурс в первый класс, например, как в Каменском. Неделю назад нам мама оттуда писала, что в гимназиях и лицеях оставили конкурсный отбор. Но – новый порядок уже официально утвержден. И теперь будет проводиться соответствующая разъяснительная работа.
Алена Парфенова рассказала, что есть надежда, что уже в следующем году заработают реестры учета детей дошкольного возраста, что позволит аналитическое планирование, и процесс отбора в школы будет происходить еще более прозрачно.
Напомним, что с нового учебного 2018-2019 года правительством внедрен также новый подход к учебным стандартам первоклассников. Подробнее об этих изменениях читайте в публикации сайта "24": "Новые" первоклассники: как учить школьников со следующего года.