Возвращение Крыма и Донбасса: о главных изменениях и противоречиях закона о деоккупации

16 января 2018, 19:01
Читати новину українською

Закон о деоккупации Донбасса в первом чтении парламент принял еще в октябре 2017 года. Из-за противоречий между провластными силами и оппозицией относительно отдельных положений документа Верховная Рада вернулась к закону только после новогодних каникул.

Почему возникло противостояние и будет ли способствовать закон о деоккупации захваченной пророссийскими боевиками части Украины возвращению этих территорий, разбирались журналисты сайта "24".

Минские соглашения – троянский конь Путина

К рассмотрению закона №7163, который должен урегулировать правовой статус оккупированных Россией территорий Украины, народные депутаты пришли аж на четвертом году войны. В документе наконец-то Россию признают агрессором. Но при рассмотрении законопроекта, представленного Петром Порошенко, главный спор между коалицией и оппозиционными депутатами, в частности, из "Самопомочи" и "Свободы", возник из-за привязки документа к Минским соглашениям. С одной стороны, западные партнеры Украины настаивали на том, чтобы закон о реинтеграции отвечал Минским договоренностям, которые США и ЕС считают безальтернативной дорожной картой. Собственно, и Порошенко постоянно это подчеркивает.

Читайте также: В кулуарах они говорят "вы проиграли войну", – интервью с Оксаной Сыроед о реинтеграции Донбасса

С другой, эта безальтернативность может привести к тому, что государственность Украины окажется под вопросом. Представители "Самопомочи", внефракционные депутаты и немало политических экспертов были категорически против статьи, согласно которой во время восстановления территориальной целостности Украина на законодательном уровне признает Минские соглашения и обязуется их выполнить.


Во время первого чтения удалось избежать ловушки Путина с Минскими соглашениями

Выполнение Украиной политической части Минских соглашений – заветная мечта Кремля. Как только Верховная Рада признает Минские договоренности, Путин сделает все, чтобы заставить Украину под давлением, кстати, западных партнеров, которые хотят быстрее закрыть вопрос вооруженного конфликта на Донбассе, выполнить политическую часть "Минска". В частности – принять особый статус ОРДЛО, провести там местные выборы, причем, в присутствии российских оккупационных войск без доступа Украины к границе, а также амнистировать боевиков. И это, отмечали эксперты, прямая угроза суверенитету Украины. Фактически боевики, которые сейчас убивают украинских военных, будут легализованы и станут марионетками Кремля, блокируя европейские и евроатлантические стремления Украины.

Читайте также: Цена оккупации Донбасса: Луценко рассказала, какую бешеную сумму потеряла Украина

В конце концов, упоминание о Минских соглашениях убрали. Но рассмотрение закона во втором чтении затянулось на несколько месяцев. Официально из-за того, что документ нуждался в серьезной доработке. Кроме того, как заявила первый вице-спикер Ирина Геращенко, это делалось ради обмена пленными, который состоялся в декабре. Как это связано с законом о деоккупации – непонятно. Очевидно, Путин шантажировал Украину и Запад тем, что обмена пленными не будет, если закон, которым Россию признают агрессором, примут.

Разрешить/запретить признать Россию оккупантом

На рассмотрение парламентом закона о деоккупации во втором чтении было вынесено более 600 поправок. Депутаты, во-первых, не согласны с тем, что в историческом документе очень размыто признание России оккупантом. Об этом упоминается только в преамбуле, которая, отмечает представитель "Самопомочи" Елена Сотник, носит декларативный характер. По ее убеждению, признать Россию агрессором необходимо в теле закона.

Во-вторых, парламентарии настаивали на том, чтобы в законе не было разделения на временно оккупированные территории Донбасса и Крыма. Депутаты предложили исключить из документа слова о временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей и указать об оккупации Россией части Украины. Разделение на Донбасс и Крым, считают парламентарии, на руку Кремлю. Кроме того, это ложный сигнал международным партнерам.

В-третьих, парламентарии убеждены в необходимости четко указать дату оккупации Крыма и части Донбасса. По словам Игоря Луценко, без этого это фиктивный закон. Дата начала оккупации АРК Крым – 20 февраля 2014 года – определена отдельным законом. Зато нет даты начала вооруженной агрессии и захвата Россией части Донецкой и Луганской областей. Без этого Украине и украинцам будет сложно обращаться в международные суды с иском о возмещении и компенсации ущерба. Это и угроза для украинских бойцов, которые защищали свою родину с первого дня агрессии России. Яркий пример – судебный процесс над пограничником Сергеем Колмогоровым, которого хотели посадить на 13(!) лет за то, что он встал на защиту Украины.


Провластные депутаты боятся признать Россию агрессором и оккупантом

В-четвертых, непонятной остается ситуация с изменением статуса АТО. Войну так и не называют войной. Законом определяется, что Генштабом ВСУ привлекаются и используются силы и средства для реализации государственной политики в сфере гражданской защиты, отпора и сдерживания агрессии РФ. Таким образом, нивелируется тот факт, что Россия является стороной вооруженного конфликта. А это означает, что Москва избежит ответственности. Более того, в Кремле попытаются свести все к тому, что в Украине внутренний гражданский конфликт.

По словам директора Агентства моделирования ситуации Виталия Балы, само название закона – "Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях" – недостаточно точное. За скобками его сначала называли о реинтеграции, затем – о деоккупации. Однако, как отмечает Бала, есть определенные правила. В частности, не может состояться без реинтеграции деоккупация.

Россию надо определить агрессором. Во-вторых – установить точные даты, когда РФ начала эту войну. В-третьих, Россию надо признать оккупантом, который захватил Крым и часть Донбасса. Первое правило деоккупации – освобождение территории от вооруженных людей. Всего этого в законе нет,
– подчеркивает Виталий Бала.

В-пятых, нардеп Роман Семенуха предложил максимально расширить перечень преступлений РФ против Украины: атаки, бомбардировки мирных населенных пунктов, в результате чего пострадали и погибли тысячи украинцев. Согласно Женевской и Гаагской конвенциям – это надругательство над человеческим достоинством. Таким образом это позволит привлечь Россию к ответственности в международных судах.

Кроме того, Елена Сотник считает, что положение о личном порядке обеспечения прав человека на оккупированных территориях, нереалистичное. Как справедливо отмечает депутат, как это можно сделать на территориях, которые Украина не контролирует?

К сожалению, ни одну из этих поправок парламент не поддержал.

Что думают украинцы о пути восстановления целостности Украины?

Согласно соцопросу, проведенному Фондом "Демократические инициативы имени Кучерива" совместно с Центром Разумкова, объединяет украинцев убежденность, что, во-первых, урегулированию ситуации на Донбассе будет способствовать введение временной администрации ООН при поддержке миротворческих сил (так считают 62% в Западном регионе, 49,5% – в Центральном, 43% – в Южном, 39% – в Восточном и 35,5% – на Донбассе).

Во-вторых, респонденты считают важным фактором возобновление социальных выплат на общих основаниях для жителей оккупированных территорий (такое предложение поддерживают 60% на Донбассе, 61% – на Востоке, 51% – на Юге и 36% – на Западе, где, впрочем, 30% имеют противоположный взгляд).


Украинцы считают, что миссия ООН будет способствовать завершению конфликта

В-третьих, украинцы негативно воспринимают предоставление Президенту Украины всей полноты полномочий по управлению Вооруженными силами, Нацгвардией и другими военными формированиями.

В-четвертых, почти во всех регионах считают усиление санкций ЕС и США против России фактором, который будет способствовать урегулированию ситуации на Донбассе.

В-пятых, не согласны украинцы с проведением выборов на оккупированной территории на условиях, выдвигаемых "Д/ЛНР", то есть Россией.

При этом более скептическое отношение к предоставлению Украине летального вооружения, но украинцы поддерживают укрепление ВСУ. Зато амнистия для рядовых участников незаконных вооруженных формирований почти во всех регионах воспринимается как фактор, который будет способствовать процессу мирного урегулирования на Донбассе.

Готовность к компромиссам

Как свидетельствует опрос Фонда "демократические инициативы", украинцы готовы к компромиссам ради мира, но не ко всем. Так считают 49% респондентов. Установление мира силовым путем поддерживают лишь 18% населения. На мир "любой ценой" тоже согласны 18% опрошенных.

В то же время ни один из возможных компромиссов не получает полной поддержки. Наиболее приемлемыми оказались предложения проведения местных выборов на условиях, которые требуют боевики на Донбассе (63% считают компромисс неприемлемым и 12% – приемлемым) и полная амнистия всех участников боевых действий против украинских войск (58% считают это неприемлемым и 16% согласны на такой компромисс).


Граждане Украины против легализации боевиков и проведения выборов под дулами автоматов россиян

Согласие на особые политические и экономические отношения временно неподконтрольных территорий с Россией не находит общественной поддержки: 49% – против, 20% – за. Преимущественно неприемлемыми представляются и такие варианты договоренностей, как формирование местной полиции, судов и прокуратуры в ОРДЛО исключительно из местных представителей (55% и 17%), внесение изменений в Конституцию относительно придания русскому языку статуса государственного языка (56% и 24%), предоставление и закрепление в Конституции особого статуса ОРДЛО (49% и 28%).

Дальнейшая судьба оккупированных Россией территорий остается под вопросом. Так же, как и ответственность РФ за вооруженную агрессию против Украины. Принятие закона – исторический момент, но дальше должна быть долгая и кропотливая работа над его воплощением.

Читайте также: "Добрый" Путин: как президент России хотел подставить Украину