Апрель 2017-го. В Киеве полным ходом идет подготовка к песенному конкурсу Евровидение. В частности, обустраивают концертный зал, в котором и должны были состояться выступления участников. Без скандала не обошлось.

Читайте также: Как закрытие "Вестника государственных закупок" повлияет на расследование сделок прошлых лет

Сначала через систему госзакупок ProZorro право благоустроить площадку выиграла немецкая фирма. Но им подготовить концертный зал к европейскому конкурсу не позволили украинские организаторы, в частности продюсер Павел Грицак. Тендер отменили. В результате, над оформлением МВЦ работала фирма, приближенная к самому Грицаку. Правда, сейчас за устранение известных европейских фирм в пользу сомнительных отечественных краснеть, возможно, и не придется. Помог этому украинский парламент.

Мы должны сегодня модернизировать систему ProZorro для того, чтобы поставить государственные закупки на службу экономики, а экономику – на службу каждому гражданину Украины. Покупай украинское, плати украинцам,
– заявил нардеп от "Радикальной партии" Виктор Галасюк.

Парламент поддержал идею в первом чтении. Формально государство будет доплачивать производителям украинского 40% к стоимости услуги или товара. Де-факто же инициатива поддерживает не национального производителя, а национального коррупционера, говорит заместитель министра экономики Максим Нефедов.

"Он (парламент – 24) создает очень мощную коррупционную составляющую, которая полностью противоречит самой идее ProZorro, самой идее тендерных закупок", – уверен Нефедов.

Читайте также: Курченко обозвал Порошенко "коррупционным жиробасом" и заявил, что не знаком с Саакашвили

Последние несколько лет после реформы система госзакупок ProZorro работала следующим образом: госучреждение или компания, чтобы закупить, например, минеральную воду для сотрудников на сумму 200 тысяч гривен, должна была объявить публичный тендер на платформе ProZorro. Все критерии качества и характеристики указывали в объявлении. Побеждал на конкурсе производитель, который соответствует требованиям и предложил наименьшую цену. Так общественность могла следить, не договорились ли случайно чиновники со своими знакомыми бизнесменами купить дороже, чтобы остаток положить в карман. Авторы изменений хотят, чтобы побеждал тот, кто соберет больше справок о том, что его минералка самая украинская.

Некий производитель неизвестной воды разливает воду из-под крана, но у него хорошие отношения с чиновниками. Он идет, получает все эти справки без вопросов и на тендере может продавать эту неизвестную воду уже как украинский производитель,
– пояснил экономист Тарас Козак.

А, например, известный производитель воды, который на 100% добывает ее в Украине, проиграет. Потому что не получил нужные 23 справки. Они, к слову, должны как подтвердить происхождение товара, материалов, из которых он сделан, так и гражданство сотрудников. Таким образом в общем 23 бумажки. Правда, до сих пор не определили, кто их будет выдавать. Но известно, что по этой "прозрачной" формуле будет определяться "украинскость" товара. Выигрывает обладатель наибольшего количества справок, даже если его цена на 40% выше, чем у конкурента. В Министерстве экономики говорят об убытках государству.

Мы просто переплатили, а куда пошли эти средства – на обновление производства, на увеличение зарплат или на выведенные в оффшоры счета и на них куплены очередные яхты или дворцы, – убедиться невозможно. Тем более, мы не знаем, кому именно мы переплачиваем,
– отметил заместитель министра экономики Максим Нефедов.

А также законопроект сделает невозможным участие в тендерах малого и среднего бизнеса.

Под удар поставлена и сама система открытого аукциона, говорят эксперты. Потому что на ProZorro участник до последнего не видит информацию о своем конкуренте.

Как теперь понимать участнику, который хочет выиграть, снижать ему цену в ходе торгов или нет, если открытие информации о происхождении товара конкурентов появляется только после окончания торгов?
– удивляется член президиума Федерации работодателей Украины Александр Соколовский.

Поэтому эксперты называют этот законопроект лоббистским и коррупционным. В Минэкономики говорят, что защищать украинского производителя в госзакупках депутаты взялись неуместно, так как доля победителей-иностранцев в тендерах и так меньше 1%.