Реформа государственной службы: каких изменений ожидать украинцам
Верховная Рада сегодня, 10 декабря, приняла решение о реформировании государственной службы в Украине. Как эти изменения отразятся на украинцах — читайте в материале сайта "24".
Законопроект № 2490 "О государственной службе" — это полностью новый законопроект. Им предусматривается создание правовых предпосылок для повышения престижности государственной службы, — говорят в реанимационном пакете реформ (РПР). Законопроект прописан подобным европейским нормам государственной службы: есть деполитизация государственной службы, введение института государственных секретарей, размежевание политических и административных должностей, конкурсный отбор на госслужбу.
Новые ранги
Реформа государственной службы предусматривает новую классификацию должностей. В комментарии сайту "24" главный эксперт группы "Реформа публичной администрации" РПР Игорь Колиушко отметил, что новые категории госслужащих изменят подходы, и теперь это не будет своеобразным "табелем о рангах", не будет высшей или низшей категорий.
Законопроект вводит три категории должностей: А, Б и В. Они введены исключительно для правового регулирования. Категория А — это руководители государственных органов и их заместители. Категория Б — руководители структурных подразделений, категория В — собственно специалисты.
Еще одна новинка — все чиновники будут назначаться на конкурсной основе. Нет исключений, как сейчас, когда нынешние первая-вторая категория не требуют конкурсного назначения. Но конкурсные комиссии формируются по-разному, в зависимости от категории. Категорию А выбирает специально созданная постоянно действующая комиссия из высшего корпуса государственной службы. Для категории Б комиссия формируется органом, куда нужен госслужащий, но с привлечением сторонних лиц — специалистов. Прием категории В полностью решается в органе — создание комиссии и принятие решения.
Новые должности
Внедряются должности руководителей аппаратов в министерствах — государственные секретари. Причем разграничиваются полномочия между министром и государственными секретарями.
И в этом пункте и произошел тот самый описанный выше конфликт между реформаторами и правительством Яценюка. Министр Кабмина Анна Онищенко предложила вернуть министрам полномочия назначать и увольнять руководителей структурных подразделений министерств.
Представители правительства на разных этапах делали атаки на этот законопроект. Они не понимают того, что министр должен руководить министерством через государственного секретаря. Они говорили: пусть государственный секретарь назначает всех, но директоров департаментов пусть назначает министр. И это был бы нонсенс. Тогда госсекретарь будет говорить министру, что не может управлять аппаратом министерства, потому что предназначены министром директора департамента его не слушают,
— объяснил Игорь Колиушко.
В то же время, согласно законопроекту, за все отвечает министр, окончательные решения принимает министр. Но чтобы не было недоразумений и конфликтов, он должен всегда через государственного секретаря.
По словам Колиушко, министр не должен писать любой законопроект своей патронатной службой, какими-то сторонними советниками. А должен дать поручение секретарю подготовить такой или такой проект решения. Если государственный секретарь не выполняет поручения министра, это основание для увольнения государственного секретаря.
Но не может быть такого самодурства, когда министр приходит и говорит: вот, прошу зарегистрировать, теперь будет такая система, структура или такие должностные лица,
— отметил Колиушко.
Однако, пожалуй именно эта норма законопроекта не нравится нынешним министрам, потому что фактически и не дает им совершать "самодурства".
Новая политика — деполитизация
Еще один важный момент, прописанный в новом проекте закона о госслужбе — это деполитизация. Государственным служащим категории А вообще запрещается членство в партии. Категориям Б и В членство в партиях разрешается, но при этом им нельзя входить в руководящие органы политических партий.
Когда реформа начнет действовать
Если законопроект будет таки проголосован в Раде в том виде, в каком он есть сейчас, то закон будет введен в действие с 1 марта 2016 года. Однако не исключено, что народные депутаты найдут еще какие-то нюансы в законопроекте, которые их не устроят. Хотя ранее председатель Национального агентства Украины по вопросам государственной службы Константин Ващенко выразил мнение, что консенсус внутри Комитета Верховной Рады по законопроекту "О государственной службе", в котором представлены все фракции парламента, достигнут.
О необходимости
Впрочем, даже принятие закона будет только первым шагом в построении системы эффективной власти.
По словам Колиушко, надо еще учить людей, чтобы на государственную службу приходили подготовленные кадры. Кроме того — должна быть повышена зарплата до адекватного уровня. Понятно, что без достойной оплаты даже на конкурсы умные и подготовленные люди не пойдут.
Цена вопроса
По словам Константина Ващенко, зарплата госслужащих будет увеличена в течение трех лет — так называемого переходного периода.
В Нацагентстве по вопросам госслужбы основным источником финансирования госслужащих видят бюджет. Надеются, что впоследствии минимальный должностной оклад госслужащего составит не менее двух минимальных зарплат в Украине.
Кроме того, есть шанс, что принятие закона "О государственной службе" позволит привлечь средства Евросоюза, в частности это может быть грантовая помощь именно на заработную плату государственным служащим.
Читайте также: Реалии борьбы с коррупцией: кого, за что и когда наказывать?