Журналисты уже назвали этот шаг Белграда поворотом в сторону Европы. Интересно, что о Сербии говорили как об одной из приоритетных стран для Пекина рядом с Венгрией и Францией.
Интересно! Ученые создали инновационные экологически чистые литий-металлические аккумуляторы
Почему в Сербии отказались добывать литий вместе с Китаем
Мы сможем ежегодно добывать 58 тысяч тонн лития. Этого достаточно для производства 1,1 миллиона электромобилей. Поэтому мы сможем обеспечивать примерно 17% европейского рынка. Мы хотим, насколько это возможно, сохранить процесс создания добавленной стоимости в нашей стране. Мы хотим наладить у нас производство аккумуляторных батарей и только часть лития экспортировать в виде сырья,
– объяснил Александар Вучич.
Проект литиевого рудника собирается реализовывать международный горнодобывающий гигант Rio Tinto. В Сербии надеются, что это позволит развивать автомобилестроение, ведь литий нужен для ключевого элемента электромобилей – аккумуляторных батарей.
Страна ведет переговоры по производству батарей с концернами Mercedes-Benz, Volkswagen и Stellantis. Южная Корея также заинтересована. А вот китайцам отказали.
"Они очень четко выразили свою заинтересованность в получении доступа к этому месторождению лития. Однако мы им сообщили, что обсуждаем эту тему с европейцами. Мы лояльны к Европе", – сказал Вучич.
Он также заверил: Сербия не пытается купить литием лояльность Европы, поэтому не рассматривает разработку месторождений как входной билет в ЕС. Мол, "доступ к общему рынку ЕС и свобода передвижения, упрощенный пограничный контроль означают для нас больше, чем деньги".
19 июля подпишут меморандум о намерениях с Еврокомиссией. Будет присутствовать Олаф Шольц.