Скифское богатство украинских чиновников: как е-декларирование подорвало политику
В Украине до сих пор бушуют споры относительно того, был 2016 год "перемогой" или "зрадой". Одной из светлых сторон этого года в Украине было внедрение е-декларирования.
Закон, обязывающий чиновников декларировать в электронном виде свои состояния, приняли еще в марте этого года. Хоть романтические антикоррупционеры и называли е-декларирование весомым вкладом в борьбу с распространенным взяточничеством во власти, никто не мог представить беспрецедентные последствия и информационное возмущение, которые вызовет сохранение закона в первоначальном виде.
История принятия
Во многих развитых странах мира е-декларирование считается нормой. Разница – только в объеме декларирования (количества пунктов, детализация имущества и наличных) и в санкциях – что грозит чиновнику за ложь в декларации.
В общем е-декларирования в этих странах не считают мощным инструментом борьбы с коррупцией, а скорее как превентивной, предупредительной мерой и источником информации для антикоррупционных органов. Именно поэтому во многих странах нет уголовной ответственности за ложные данные в декларациях.
Однако в Украине, которая занимает 130 место из 160 стран, согласно исследованиям Transparency International (CPI) по уровню толерантности к коррупции, любое антикоррупционное мероприятие будет иметь эффект ноу-хау и встретит жестокое сопротивление государственной машины и чиновников.
Наступление на е-декларации
Последние несколько месяцев до дедлайна обнародования е-деклараций вызвал целый ряд нападений на е-декларирование с разных сторон. В частности против е-декларирования воевали сразу в трех направлениях:
Законодательное. Чтобы помешать полноценному внедрению е-деклараций, депутаты из разных фракций пытались внести определенные поправки в этот закон – разрешить не указывать количество наличных, предметов роскоши. А показать лишь общую сумму, которая мало о чем говорила. Противники закона хотели любым способом уменьшить объем декларирования.
Игорь Грынив
Также предлагалось ограничить свободный доступ к заполненным декларациям и предоставить его лишь правоохранителям.
Враги декларирования объясняли, что якобы нарушается их право на приватность, а также, что они могут стать жертвами грабительских нападений в случае обнародования е-деклараций.
Последнее законодательное наступление на е-декларирование сделали с Банковой за несколько недель до дедлайна. Лидер фракции БПП Игорь Грынив в законопроекте № 5192 предложил поправку, которая закрывает свободный доступ к е-декларациям.
Из-за бурной реакции гражданского общества и европейцев, он был вынужден отозвать его.
Конституционное. Показательно, что Грынива поддержали даже в "Оппозиционном блоке", где также считают, что декларации должны видеть только правоохранители.
Поборники старого строя – некоторые депутаты из этой силы подали запрос в Конституционный суд якобы о нарушении прав третьих лиц и предложили высшей судебной инстанции ликвидировать е-декларирование полностью, как такое, что противоречит Конституции Украины.
Однако в назначенный день они не явились в суд, КСУ сейчас дело не закрыло, лишь перенесло рассмотрение.
Через НАПК. Хранением и обработкой деклараций должен был заняться вновь созданный орган – Нацагенство по предотвращению коррупции. Члены этого органа были назначены не прозрачным способом. Например, глава НАПК Наталью Корчак, что была пролоббирована Кабмином, связывают с экс-премьер-министром Арсением Яценюком (НАПК формировалось во времена его премьерства).
Наталья Корчак
Этот орган технически должен обеспечивать хранение и обнародование е-деклараций чиновниками. Зато с самим органом возникли ряд проблем, в частности с программным обеспечением, с получением государством сертификации и тому подобное.
Долгое время веб-сайт НАПК, где нужно было заполнять декларации, оставался недоступен.
В целом, по словам председателя ГО Центра противодействия коррупции Виталия Шабунина, закон о е-декларации пережил около 10 атак, но все же сохранился в первозданном виде.
Эффект от деклараций
Обнародованные декларации вызвали в обществе эффект разорвавшейся бомбы.
Одно из ключевых "открытий" – высшие чиновники не доверяют отечественным банкам и держат под подушками огромные суммы наличности. Только у депутатов Верховной Рады на руках полмиллиарда долларов. Среди чиновников оказались владельцы церквей, мощей святых, коллекций картин, старинного оружия и других драгоценных вещей.
Волонтер Роман Доник, комментируя в Facebook последствия е-деклараций, отметил, что он не имел никаких иллюзий, но то, что он увидел – это совсем за гранью. После обнародования деклараций пропасть между обществом и властью стала задокументированным фактом.
Этот резонанс объясняется не только сухими цифрами, хотя и они впечатляют, а сюрреализмом в котором живут политики в отличие от тех, кто их выбирает.
Читайте также: Зашкварные декларации и трехлитровый Чаус: 12 самых веселых ляпов года
После обнародования деклараций общим количеством более 100 тысяч единиц, НАБУ расследует 10 уголовных дел по их данным. Однако пока никаких обвинительных актов, которые бы использовали данные е-декларирования, нет.
Несмотря на это, 2016 год стал важным годом в расчистке коррупционной среды. Понятно также, что е-декларирование не сможет полноценно заработать в старой правоохранительной системе и без реформы судебной системы.
По мнению экспертов, несмотря на огромный объем полученной информации в е-декларациях, реальное расследования могут начаться уже в 2017 году.