Среднемесячные расходы на распространение рекламных сообщений выросли со 141 тысячи долларов в первом полугодии 2020 года до 205 тысяч долларов за тот же период 2021 года. Такие данные обнародовало движение ЧЕСТНО на основе данных библиотеки фейсбук-рекламы.
Между тем Люди меньше поддерживают кандидатов, но Зеленский снова лидирует: новый президентский рейтинг
И рекламы, и расходов на нее в фейсбуке стало больше
Рост расходов не объясняется средней суммой одного пользователя. Расходы с одной страницы на один пост почти не увеличились:
- в первом полугодии 2020 года средняя сумма расходов с одной активной страницы составляла 265 долларов,
- в 2021 году – всего на 1 доллар больше – 266 долларов.
В то же время значительно возросло количество активных страниц:
- за первые шесть месяцев 2020 года рекламные сообщения размещала в среднем 531 страница в месяц,
- в 2021 году среднемесячное количество активных страниц выросло до 761 (+30%).
Больше всего средств тратят индивидуальные страницы политиков. В зависимости от месяца на страницы политиков приходится доля от 26% до 36% в общей структуре затрат на политическую рекламу в фейсбуке.
Хотя бы одно рекламное сообщение в первом полугодии 2020 года размещали более 1,5 тысячи страниц. Впрочем, почти треть от общей суммы расходов приходится на 20 самых активных страниц.
Расходы на фейсбук-рекламу / Инфографика 24 канала
Кто из политиков тратит на рекламу в фейсбуке больше всех
- Александр Шевченко
Первое место по расходам занимает страница Александра Шевченко. Он весной баллотировался в Верховную Раду в 87 округе. В 2021 он потратил 49,2 тысячи долларов. В целом с июня 2019 года его страница вложила в рекламу почти 130 тысяч долларов. Страница была особенно активной накануне выборов и в течение месяца после них.
Реклама Александра Шевченко / Коллаж Движения ЧЕСТНО
Александр Шевченко чаще всего продвигал собственные эфиры на телеканалах и строительство автодорог и другой инфраструктуры фирмой "ПБС". (Фирма выигрывает тендеры на миллиарды гривен, и формально Шевченко ней не владеет).
- Главная страница "Слуги народа"
На втором месте по затратам на рекламу в фейсбуке – главная страница партии "Слуга народа". На ее продвижение потратили больше 47 тысяч долларов. Если в прошлые годы акцент на рекламе в фейсбуке делали только во время выборов, то в 2021 году страница активна и вне выборов.
В целом основную страницу "Слуги народа" Движение ЧЕСТНО называет едва ли не самой активной в этом году. Со страницы ежедневно публикуют по несколько рекламных сообщений. Особое внимание посвящают тому, что позиционируется как инициативы президента Зеленского – "Большая стройка", "Здоровая страна" и другие.
Рекламные сообщения "Слуги народа" / Коллаж Движения ЧЕСТНО
- Арсений Яценюк
На третьем месте оказалась страница Арсения Яценюка, который только в 2021 вложил в рекламу 40 тысяч долларов. Политик рекламирует сообщения с различными поздравлениями, урывками эфиров или призывами ставить лайки и иногда платит до 3 тысяч долларов за один пост.
Рекламные сообщения Арсения Яценюка / Коллаж Движения ЧЕСТНО
"За майбутнє" и "Женское движение "За майбутнє"
Четвертое – пятое места занимают страницы "Политическая партия "ЗА МАЙБУТНЄ" и "Женское движение "За майбутнє". Вместе они вложили в рекламу 57,9 тысячи долларов.
В двадцатку также попали две персональные страницы политиков из этой партии – Игоря Палицы и Ирины Сусловой.
- "Первый независимый"
Медиа, образовавшееся после закрытия медведчуковских каналов "Первый независимый" также много тратит на свою рекламу. Телеканал вложил в рекламу на фейсбуке 16 900 долларов и попал в десятку страниц с самыми большими затратами.
В двадцатку также попали страницы 112.ua и NEWSONE TV. В целом телеканалы, связанные с Виктором Медведчуком, за первые шесть месяцев 2021 года потратили на рекламу более 46 тысяч долларов.
- "Европейская Солидарность" и Петр Порошенко
ЕС потратил на рекламу в фейсбуке 37 тысяч долларов. Значительная часть этих расходов – страница самого Петра Порошенко, с которой потратили более 13 тысяч долларов.
- Владимир Гройсман
Бывший премьер занимает 12 место, поскольку стабильно вкладывает деньги в свою страницу. За первые полгода он потратил 12 300 долларов.
В среднем 23% расходов приходится на страницы, которые невозможно четко идентифицировать, впрочем, они активно продвигают контент за и/или против политиков и партий.
Среди самых активных в 2021 году страницы:
- "Монитор",
- политические комментаторы "Руслан Бизяев",
- "Михаил Чаплыга",
- "Система".
Интересное Индекс Биг Мака: почему доллар в Украине должен стоить чуть более 11 гривен
Общие расходы партий
Расходы с партийных страниц значительно меньше и составляют в среднем 18%. Отметим, что только политические партии публично отчитываются о происхождении и о расходах. Следовательно, существует проблема с точки зрения контроля таких расходов.
С партийных страниц расходы на рекламные сообщения сравнительно небольшие – на них приходится лишь около 16% от общей суммы средств, потраченных на политическую рекламу.
Только 20 партий в 2021 году потратили со своих официальных страниц больше 500 долларов, а более двух третей расходов с партийных страниц приходится на страницы "Слуги народа" и партии "За майбутнє".