Спецконфискация: как законно вернуть украденные Януковичем деньги?
Законопроект о спецконфискации, согласно которому у Януковича можно изъять незаконно приобретенное им имущество, вызвал противоречивые отзывы. Вернуть государству украденные миллиарды – дело хорошее. Однако сама процедура сомнительна. Как парламентарии хотят конфисковать имущество Януковича, и почему это не устраивает политиков, разбирались журналисты сайта "24".
Без суда и следствия
Термин "спецконфискация" возник сразу после революции Достоинства. Именно тогда стало известно о миллиардах гривен, которые были выведены из госбюджета Януковичем и его "командой". Еще в октябре 2015 народными депутатами Татьяной Чорновил и Олегом Барной – представителями пропремьерской фракции "Народный фронт" был зарегистрирован проект закона, который предоставлял возможность вернуть деньги, которые были украдены беглыми чиновниками . Приблизительная сумма, которую хотят вернуть – около 50 млрд грн.
Позже, в феврале 2016 года, Татьяна Чорновил вместе с одиозным заместителем председателя фракции "НФ" Сергеем Пашинским и несколькими депутатами подготовили очередной законопроект о спецконфискации. Документ раскритиковали в Евросоюзе, профильный комитет Верховной Рады по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности его отклонил. Очевидно, Брюсселю не очень понравилась идея о спецконфискации денег и ценностей в доход государства у подозреваемых до обвинительного приговора. В частности, ЕС считает, что Украина делает шаги к внедрению "жесткого законодательства без защиты права на честный суд и право собственности".
Проект по конфискации не содержит достаточных гарантий защиты права собственности, которые отвечали бы стандартам ЕС. Он, скорее, может восприниматься как поспешный шаг к внедрению более жестких и интрузивных инструментов, которые не предусматривают необходимой защиты права на честный суд, защиты прав собственности и необходимой повышенной стабильности отношений собственности,
– говорится в объяснении дипмиссии ЕС.
Это не остановило инициаторов и они подготовили еще один законопроект, который был принят в первом чтении в марте 2016 года. Однако, как утверждают эксперты, он фактически один в один копия предыдущего, который раскритиковали в ЕС.
В то же время, принять в целом закон народные депутаты не смогли. Более того, политики из разных фракций категорически против принятия закона в нынешнем виде. Даже после внесения в него поправок депутаты 7 июля отказались включить в повестку дня рассмотрение законопроекта.
Чем этот законопроект плох?
Действительно, на первый взгляд, кажется, что наоборот, законопроект демократические силы должны поддержать единогласно. Ведь речь идет о возвращении огромной суммы, которую соратники Януковича украли у людей. И теперь надо восстановить справедливость. Тем более, что авторы закона предлагают возвращеные деньги использовать для военной обороны и социальных выплат. Но такие якобы благородные цели, как выяснилось, таят в себе немало подводных камней. Оговорок несколько.
Во-первых, и самое главное, этим законом может быть создан определенный юридический прецедент, который может в будущем привести к непредсказуемым последствиям. Ведь законом определено, что конфисковать незаконно приобретенные активы можно до вступления в силу обвинительного приговора суда. Иными словами, остаться без имущества можно без судебного приговора. Это уже вызывает вопросы относительно демократичности этого закона. Да, вернуть государству средства надо. Но почему таким недемократическим способом? Это очень напоминает времена октябрьского переворота 1917 года, когда красная власть отбирала имущество без суда и следствия.
Народный депутат от БПП Алексей Гончаренко утверждает, что закон будет распространяться только на тех лиц, которые в течение полугода находятся в розыске и располагают средствами на сумму не менее 100 млн гривен в денежных средствах или государственных ценных бумагах. То есть рядовому украинцу не следует боятся воздействия данного закона. Но, судя по комментариям политиков и экспертов, уверенности в том, что законом не станут злоупотреблять, нет.
По словам политолога Владимира Фесенко, главный риск закона о спецконфискации в том, что процедуру могут использовать не только по отношению к облигациям и активам Януковича, но и других лиц.
Есть опасения, что закон сделают специально как инструмент на будущее для передела собственности или изъятия активов. У нас же сейчас проблема недоверия политиков друг другу. Многие из них считают, что выписывают этот закон именно с определенной целью, и он со временем может стать инструментом рейдерства,
– подчеркнул политолог.
Председатель фракции "Объединение "Самопомич" Олег Березюк заявил, что этот закон можно охарактеризовать очень просто: грабь награбленное.
Мы просим процесс перевести из уголовного в гражданский, и это ничем не грозит для жителей, но действительно позволит забрать все деньги, которые награбил Янукович,
– отметил Березюк.
Во-вторых, по словам народного депутата Елены Сотник, если принять закон в том виде, который сейчас предлагается представителями "Народного фронта", Виктор Янукович и другие должностные лица в международных судах легко выиграют дело против украинского правительства, и страна вынуждена будет вернуть эти средства и заплатить штрафы. Кроме того, утверждает она, после такой конфискации экс-президент и другие бывшие руководители государства "никогда не будут привлечены к ответственности".
Мы должны требовать от Генеральной прокуратуры отчета о расследовании уголовных дел в отношении бывших руководителей Украины и ответы на вопрос, почему до сих пор нет заочных осуждений, что дало бы законные основания для конфискации имущества, именем Украины. Почему Верховная Рада должна выполнять работу прокуратуры?
– заявила Елена Сотник.
В-третьих, действительно, почему нельзя вернуть деньги обычным путем? Через следствие, судебный процесс и вынесение приговора. Как утверждает юрист Татьяна Монтян, есть все инструменты, чтобы доказать это в установленном законом порядке. Тем более, что недавно были приняты поправки, которые позволяют заочно осудить того или иного чиновника-беглеца.
К тому же, в глазах украинских и международных структур такое расследование, которое бы доказало на конкретных фактах вину представителей режима Януковича, отсекло бы любые шансы на обжалование судебного приговора. Тогда как известно, что некоторых из беглецов Интерпол снял с розыска из-за того, что считает обоснование украинской стороны недостаточным. Причем, судя по всему, украинские правоохранители в течение двух лет не очень-то и пытались найти железобетонные доказательства вины экс-чиновников. Поэтому есть подозрения, что некоторые из нынешних властных представителей заинтересованы в переделе собственности.
Эксперты с подозрением относятся к инициатору и одному из авторов законопроекта Сергею Пашинскому. Он был замешан в скандале с исчезновением денег от проданного топлива беглого олигарха Сергея Курченко. Продажей занимались близкие к Пашинскому коммерческие структуры. В парламенте Пашинский имеет репутацию депутата, в чьих законопроектах есть немало положений для коррупционных злоупотреблений.
С другой стороны, возможно, определенная целесообразность и есть в законе о спецконфискации. По крайней мере, некоторые считают, что это единственный путь для возврата денег. Впрочем, в таком случае законопроектом необходимо предусмотреть все возможные риски, чтобы предотвратить злоупотребления. Фракция "Объединение "Самопомич" готова голосовать, если его доработают.
Если в этом законе будут прописаны нормы, которые не будут касаться практически всех жителей Украины, а касаться исключительно тех, кто ограбил, я думаю, мы голосуем за это с закрытыми глазами,
– говорит Березюк.
В противном случае, чем тогда нынешняя власть будет отличаться от своих предшественников? Ведь снова может случиться так, что деньги "вернут" ... на счета в оффшорах.
Почему депутаты боятся закона о спецконфискации?
Мнения экспертов
Владимир Фесенко, председатель правления Центра прикладных политических исследований "Пента"
Главный риск закона о спецконфискации в том, что есть риск использования этой процедуры не только по отношению к облигациям и активам Януковича, но и других лиц. Этого боятся противники его принятия из разных политических сил.
Сейчас могут применить к Януковичу, а к кому его применят завтра, неизвестно. Поэтому боятся создания прецедента. Когда впоследствии процедуру спецконфискации смогут использовать без решения суда по отношению к другим людям, структурам. Цель закона понятна. Облигации Януковича хотят, так сказать, отоварить, перевести в деньги. Поэтому необходима такая процедура.
В то же время, есть подозрение, что специально хотят ввести такой порядок. Есть опасения, что закон сделают специально как инструмент на будущее для передела собственности или изъятия активов. У нас же сейчас проблема недоверия политиков друг другу. Многие из них считают, что выписывают этот закон именно с определенной целью, и он со временем может стать инструментом рейдерства. Тем более, что там фигурирует заместитель председателя фракции "Народный фронт", председатель Комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Сергей Пашинский, что вызывает подозрения.
При этом непонятно, почему конфискацию имущества Януковича нельзя сделать в обычном порядке, установленном законом. При желании, считает он, это было бы возможно. К тому же, к законопроекту, в частности, есть претензии и в ЕС, поскольку он не соответствует евростандартам.
Татьяна Монтян, юрист
Чтобы изъять незаконно приобретенное имущество у представителей прежней власти, в частности, Януковича, можно обойтись без принятия закона о спецконфискации.
Закон о спецконфискации – это просто желание нынешней власти ограбить тех, кто раньше был у власти. При этом никакой законности в таком подходе нет. На это, кстати, украинским политикам сразу укажут международные институты. Никто не предпринимает никаких действий, чтобы доказать, что предыдущая власть действительно была преступной.
Бывшая власть может быть преступной, но это все наши догадки до тех пор, пока нет официального приговора суда. Уже пошел третий год после смены власти, но пока никаких приговоров так и нет. На каком основании можно забирать это имущество?
Законопроектом предусматривается, что можно фактически конфисковать имущество у любого, кто будет объявлен руководством предыдущей власти. Правоохранители просто не хотят искать доказательства, доказывать все по порядку. Этот закон и нужен для того, чтобы без формальных процедур забрать якобы незаконно нажитое имущество. Если оно незаконно нажитое, его можно конфисковать другим путем. У нас есть все инструменты для того, чтобы доказать это в установленном законом порядке.
Читайте также: Первые шаги правительства: что удалось, а что нет Кабмину Гройсмана