Станут ли партии свободными от олигархов
Нардепы приняли закон о государственном финансировании политических партий и об их подотчетности относительно поступления и использования средств. Это должно помочь освободить партии от олигархов.
Действительно ли это поможет? Журналисты "24" спросили у экспертов.
Свобода от олигархов
Главным плюсом государственного финансирования партий политологи называют значительное уменьшение их зависимости от денег олигархов. Хотя пока полностью очистить от них партийную систему и не получится.
Государственное финансирование нужно, чтобы стабилизировать партийную систему Украины. Чтобы украинские партии работали не только на выборах, но и в период между выборами. Наша партийная система очень нестабильна. Жизненный цикл партий 10-15 лет, они очень зависимы от личности лидеров, их рейтингов, а также — от денег крупного бизнеса, олигархов. Государственное финансирование, и это главное в этом законе, позволяет убавить, не ликвидировать полностью — вряд ли это произойдет, существенно уменьшить зависимость политических партий от большого бизнеса,
— рассказал в комментарии сайту "24" президент Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко.
Такое мнение разделяет и политтехнолог Ярослав Макитра. Он отметил, что суммы для финансирования партий не так уж и велики.
Суммы, которые там предусматриваются, не являются слишком большими, но они достаточны для того, чтобы партии, которые не прошли в парламент, могли вести свою уставную деятельность на хотя бы минимальном уровне в между избирательный период и не быть зависимыми от олигархов. Ведь сейчас в избирательный период вкладываются деньги в избирательный проект. Закончились выборы — партии нет. Она продается, выставляется на аукцион олигархам. Такого рода изменения закона позволяют партии функционировать без привлечения средств олигархов,
— пояснил он.
Владимир Фесенко отметил, что бизнес еще будет влиять на отдельные партии. Но дальше если рейтинги будут достаточно высоки, будет достаточно избирателей, партия сможет полагаться на собственные средства.
По словам политолога, если реально будут работать механизмы прозрачности и подконтрольности партийных средств, будет возможность уменьшить политическую коррупцию и сделать партийные политические финансы более прозрачными.
Скорее всего это будет происходить параллельно с детенизацией нашей экономики, эти сферы связаны между собой. Политика у нас также слишком тонизированная, коррумпированная сфера,
— отметил Фесенко.
Этим дам, а этим — не дам?
Государственное финансирование партий вызывает вопрос, кого именно будут финансировать, в каких масштабах, и не станет ли оно своеобразным инструментом для устранения тех или иных партий с политической сцены.
Директор социологической службы "Украинский барометр" Виктор Небоженко в комментарии сайту "24" отметил, что еще рано говорить о положительных изменениях.
Надо начинать говорить о возможном негативном использовании этого процесса. Крайняя опасность этого закона в том, что он с завтрашнего дня может быть взят на вооружение прокуратуры Украины, и по требованию Администрации Президента может быть направлен против какой-либо политической партии. Я не удивлюсь, если завтра "Батькивщину", "Самопомич" и Радикальную партию Ляшко обвинят в том, что они нарушают этот закон. С коррумпированными правоохранительными органами этот закон может принести много бед, потому что будет использоваться властью в борьбе со своими политическими оппонентами,
— пояснил он.
Небоженко отметил, что, по большому счету, этот закон стране нужен, но пока он вопрос не решит.
Для будущего украинской политической культуры такой шаг очень важен, закон, при котором население, активная его часть, финансировала бы партийные структуры, а не олигархи. Но наивные авторы этого закона решили, что в глубоко коррумпированной стране можно внести демократический элемент и он сразу изменит ситуацию с партийными выборами. Нет. Олигархи, которые не боятся ни прокуратуры, ни милиции, через оффшоры найдут тысячи возможностей, чтобы обойти этот закон,
— отметил он.
Владимир Фесенко отметил, что вопрос о финансировании партий будут решать не чиновники.
Вопрос о том, кого финансировать, а кого — нет, будут решать не Президент или премьер-министр, а избиратели. Кто больше голосов получит, тот и больше финансов. Есть механизмы, которые будут определять финансирования партии не в зависимости от воли политических деятелей,
— пояснил Фесенко.
Ярослав Макитра отметил, что финансироваться будут не все партии.
Партия должна набрать определенное количество голосов, там речь идет о 2% на выборах. Поэтому это не будут все партии. На самом деле финансирование не очень большое. Потому многие говорили, что это приведет к тому, что будут создаваться партии-однодневки, чтобы претендовать на эти средства. Это абсурдный тезис, потому что 2% еще надо набрать, а партиям-однодневкам их не так просто набрать. А второе — в избирательные проекты вкладываются такие средства, что бороться с миллионами долларов за несколько сотен тысяч — нереально,
— пояснил он.
Более того, согласно закону сейчас средства будут выплачиваться только партиям, которые пришли в парламент, преодолели 5%. А партии, которые преодолели 2%, финансировать будут уже со следующего созыва Верховной Рады.
Об дополнительной пользе госфинансирования
Нормальная, не ограниченная временем от выборов к выборам деятельность партийной системы способна принести пользу обществу.
Часть населения, некоторые политические силы будут критиковать этот закон, сам принцип государственного финансирования партий. Говорить, что надо эти деньги направить на пенсии, повышение зарплат, а не на содержание партийных бюрократов. На самом деле эти деньги будут работать не только на партийных бюрократов. Это создание партийной инфраструктуры, постоянно действующей. Это дополнительные рабочие места, работа для образованных людей и в партийном аппарате, и также в инфраструктуре: партийная пресса, аналитические отделы, информационная общественная деятельность, молодежные, женские партийные организации и тому подобное. Этим ранее практически не занимались. А сейчас, поскольку деньги будут не только во время выборов, это дает возможность развивать партийную инфраструктуру. Тогда партия будет существовать не только на бумаге, и не только в Киеве, а будут развиваться все территории Украины,
— объяснил Владимир Фесенко.
Что надо менять
По словам Фесенко, закон о госфинансировании партий — это только начало процесса создания цивилизованной партийной системы к стране. Нужно внедрять еще ряд шагов. В частности — ограничить политическую рекламу, которая во время избирательной кампании разрастается до невероятных размеров и форм, и способна довести до безумия простого потенциального избирателя.
Чтобы уменьшить зависимость от больших денег, а также от различных теневых форм финансирования политики, манипулятивных тенденций в нашей политической жизни, надо кардинально ограничить политическую рекламу во время выборов. Именно это способствует появлению партий-однодневок, которые за счет масштабной интенсивной рекламы из ничего становятся неким игроком на определенное время. Это сильно деформирует нашу политику,
— отметил Фесенко.
На практике увидеть, как изменит закон о государственном финансировании партий украинскую партийную систему, сможем в середине 2016 года, когда закон вступит в силу.
Читайте также: Конец олигархической политики: Рада ввела госфинансирование партий