Главная цель изменений в Конституцию – их деполитизация, устранение от влияния на назначение и освобождение судов со стороны Верховной Рады и президента, независимость судебной власти. Действительно, новые изменения предусматривают уменьшение влияния на судебную ветвь власти со стороны президента, однако большинство из этих изменений вступает в силу более, чем через год.

Кто голосовал

Также настораживает тот факт, что за изменения в Конституцию голосовала, в частности, фракция Опоблока, а также депутаты из групп "Возрождение" и "Воля народа", в состав которых входит немало бывших регионалов.

Читайте также: Кто и как голосовал за изменения в Конституцию: поименный список

В то же время фракция "Объединение "Самопомощь" не голосовала.

Нет, не голосуем. Такое решение фракции. Это было очень сложное решение. Нельзя принимать закон, в котором более 50 страниц текста – принимать в первом и втором чтении в один день. Соответственно невозможно голосовать за изменения к Конституции, когда вы голосуете за законопроект по полтора часа,
– отметил представитель фракции Ярослав Маркевич.

Не голосовали радикалы Олега Ляшко. Надежда Савченко также не поддержала законопроект, объяснив, что нельзя принимать изменения в Конституцию во время еще не оконченной войны на Донбассе.

Надежда Савченко считает, что во время войны менять Конституцию нецелесообразно

Не проголосовала и лидер "Батькивщины" Юлия Тимошенко.

Юлия Тимошенко, очевидно, опять задумала хитрый план

Между тем в парламент пришел Президент Петр Порошенко, очевидно, чтобы лично проконтролировать ход голосования. Во время выступления он отметил, что изменениями "мы возвращаем украинцам право на правду".

Что должно измениться

Итак, что приняли депутаты, станут ли украинские суды наконец справедливыми и перестанут ли быть инструментом давления в руках политиков и власти?

1. Вопросы назначения, перевода судей перенесен к полномочиям Высшего Совета правосудия, который создан вместо Высшего совета юстиции. Изменения к Конституции обеспечивают политическую нейтральность членов Высшего совета правосудия. Однако в соответствии с переходными положениями, еще в течение двух лет президент будет отвечать за перевод судей на основании решения Высшего Совета правосудия. То есть Петр Порошенко еще два года будет иметь влияние на суды.

Кроме того, Высший совет правосудия будет создан не позднее 30 апреля 2019 года, до этого его функции будет выполнять Высший совет юстиции. Итак, ВСЮ, к деятельности которого было больше всего претензий, еще три года будет функционировать. Также не совсем понятно, как будут проводить отбор в Высший Совет правосудия, и там снова не окажутся ли судьи из ВСЮ.

2. Изменения предусматривают создание нового Верховного суда.


У президента забирается право создавать суды. Да и эта статья вступает в силу после внедрения нового административно-территориального устройства, – не позднее 31 декабря 2017 года. До этого суды создает, реорганизовывает и ликвидирует президент на основании и в порядке, которые определены законом.

В этом положении заложена смена замедленного действия. Ведь новое административно-территориальное устройство – это вопрос относительно особого статуса Донецкой и Луганской областей, что может привести к потере Украиной суверенитета.

3. Назначение судей бессрочно также решается Высшим советом правосудия, а не Верховной Радой, как это было до этого момента. Без согласия Высшего совета правосудия судья не может быть привлечен к ответственности. Закон ограничивает судейский иммунитет.

Эти положения также полностью не решают вопрос независимости судов. Так или иначе судью будет трудно привлечь к ответственности.

4. Проведение квалификационного оценивания всех судей – каждый судья должен подтвердить соответствие занимаемой должности.
5. Изменения к Конституции гарантируют каждому право обратиться с конституционной жалобой в Конституционный Суд, если он считает, что примененный в окончательном судебном решении по его делу закон Украины противоречит Конституции Украины. Но в том случае, если все другие национальные средства правовой защиты исчерпаны.

На первый взгляд, у украинцев расширились возможности обжалования решений судов. До этого в КС они не имели права обращаться. И надо не забывать, что КС – орган, назначаемый президентом, Верховной Радой и съездом судей Украины. Поэтому шансы на успех для обычного украинца минимальные.

Кроме того, предусматривается для предотвращения коррупции повысить в разы зарплату судов.

С 1 января 2017 года оклад судьи местного суда составит 15 минимальных зарплат, судьи апелляционного суда или высшего специализированного суда – 25 минимальных зарплат.
С 1 января 2018 года предлагается установить оклад судьи местного суда в 20 минимальных зарплат, судьи апелляционного суда или высшего специализированного суда – 30 минимальных зарплат.
С 1 января 2019 года оклад судьи местного суда составит 25 минимальных зарплат, судьи апелляционного суда или высшего специализированного суда – 40 минимальных зарплат.
С 1 января 2020 года оклад судьи местного суда предлагается установить на уровне 30 минимальных зарплат, судьи апелляционного суда или высшего специализированного суда – 50 минимальных зарплат.
Согласно действующему законодательству, оклад судьи местного суда составляет 10 минимальных зарплат, судьи апелляционного суда – 11, судьи высшего специализированного суда – 12, Верховного Суда ‒ 13.

В целом, изменения в Конституцию в части правосудия больше похожи на популизм. Тем более, что вступают в силу нескоро. Кроме того, за это время власть продолжит использовать суды против своих оппонентов. Поэтому украинцы с большой вероятностью еще долго не увидят справедливых судов.