Встреча без особых надежд на успех
Встреча в Нормандском формате лидеров четырех стран – Украины, Германии, Франции и России откладывалась уже несколько месяцев из-за прихоти хозяина Кремля. Российский президент хотел получить от такой встречи максимум преференций для себя. Понятно, что Путин абсолютно не заинтересован в урегулировании военного конфликта на Донбассе. Москва делает все, чтобы он длился как можно дольше, а Украина при этом ослабевала. Кроме того, как известно, глава России хочет, чтобы сначала были проведены выборы в ОРДЛО, а затем решены вопросы безопасности – то есть вывода российских войск, а также разоружения всех террористических группировок. Киев категорически против подобного сценария и настаивает на выводе войск, восстановлении контроля над российско-украинской границей, а только потом можно говорить о политике.
Путин избегал встречи, поскольку понимал, что ситуация для него не очень благоприятная. Особенно в последние недели – после обнародования результатов расследования международной следственной группы по сбитому рейсу МН-17 и резолюций, принятых недавно ПАСЕ, где Россию назвали агрессором и призвали вывести войска из Украины.
Накануне встречи ее участники не чувствовали сильного оптимизма
И хотя Путин наконец согласился прилететь в Берлин, ожидания были довольно скептическими. Петр Порошенко заявил, что преувеличивать ожидания от встречи в Нормандском формате не стоит. Меркель также отметила, что не надо от этих переговоров ожидать чудес. Даже в Москве заявили, что не ждут положительного результата.
Кроме того, Франсуа Олланд фактически подыграл России, заявив, что Украина должна предоставить особый статус ОРДЛО и принять закон о местных выборах на оккупированных территориях. Это заявление можно смело расценить как "предательство" нашего стратегического европейского партнера. Поэтому, конечно, определенные предостережения относительно этой встречи в Украине были.
"Дорожная карта" и вооруженная миссия ОБСЕ
На встречу "нормандской четверки" Путин приехал не сам. Он прихватил с собой помощника, которого считают "серым кардиналом" Кремля Владислава Суркова, который находится в санкционном списке. Как отметил директор Центра общественных отношений Евгений Магда, этим российский президент хотел продемонстрировать свое отношение к санкциям и подчеркнуть мягкотелость европейской политики. Частично ему это удалось. Ведь именно Сурков является автором и идеологом проекта "Новороссия" и войны против Украины.
Встреча за закрытыми дверями длилась четыре часа. По ее завершению участники заявили, что, во-первых, решили создать "дорожную карту" для выполнения Минских договоренностей. Во-вторых, приняли решение о вооруженной миссии ОБСЕ на Донбассе. До конца ноября главы МИД "нормандской четверки" должны утвердить основу проекта "дорожной карты", которая станет основным документом по имплементации всех Минских соглашений.
Кроме того, появилась надежда, что наконец будет восстановлен процесс обмена военнопленными, а также удается освободить политических заложников Кремля – Олега Сенцова, Александра Кольченко и Романа Сущенко.
На Донбассе может появиться вооруженная миссия ОБСЕ
Ни одного документа, как отметил Порошенко, не было подписано и к подписанию не готовилось. Он отметил, что "еще полгода назад о "дорожной карте" никто в России даже слышать не хотел". А теперь же после ее разработки и согласования, документ будет подписан лидерами стран. В целом большая часть встречи была посвящена обсуждению вопросов безопасности.
Отмечено, что все составляющее вопросам безопасности Минских соглашений является составной частью "дорожной карты" и планом имплементации. Речь идет в том числе о выводе иностранных войск с оккупированной территории, о беспрепятственном доступе миссии ОБСЕ по всей оккупированной территории, к местам отведенной техники и неконтролируемого участка украино-российской границы,
– отметил президент.
Меркель отметила, что переговоры были тяжелыми. В частности, в контексте попыток Берлина и Парижа решить сирийский вопрос с Путиным. Канцлер Германии назвала нечеловеческими бомбардировки Алеппо со стороны Москвы и Дамаска.
Я от имени Федеративной Республики четко дала понять, что международное право четко определяет, что такое военные преступления и что бесчеловечны бомбардировки. Для населения они являются ужасным испытанием,
– отметила она.
В то же время Путин заявил, что все участники переговоров подтвердили, что в основе урегулирования на востоке Украины должны лежать Минские соглашения. Также президент РФ подтвердил согласие на усиление миссии ОБСЕ.
Не зрада, но и не перемога
Как заметило большинство экспертов и наблюдателей, результаты встречи можно охарактеризовать, как "договорились договариваться". На первый взгляд, есть определенные сдвиги, в частности вооруженная миссия ОБСЕ, которая бы позволила контролировать ситуацию на Донбассе. Однако, как заявила Ангела Меркель, параллельно с ее введением должны быть проведены выборы в ОРДЛО.
Возникает вопрос, так что сначала: политика или безопасность? Порошенко настаивает, что в первую очередь только безопасность. Но европейские лидеры – Меркель и Олланд – на пороге выборов в своих странах, поэтому они очень хотят закрыть для себя быстро вопрос Украины. Поэтому ищут варианты, которые могут совпадать с целями Путина. Но это не устраивает Украину,
– замечает директор аналитического центра "Политика" Николай Давидюк.
По его словам, если будет безопасность, то можно говорить о выборах. Но если безопасность будет только на словах Путина вроде: "я вам обещаю, что они с 15:00 до 18:00 не будут стрелять", то это не безопасность, а абсурд. Кроме того, должно быть положенное время на деоккупацию региона.
Просто так сразу провести выборы – когда у людей долгое время не было доступа к украинским СМИ и происходило зомбирование населения, нельзя. Они проголосуют за того, за кого им скажут. При таком подходе большинство проголосует за условного "Моторолу". Это просто будут выборы под страхом и дулами автоматов, которыми российские боевики будут загонять людей на участки,
– убежден политолог.
Есть и еще одна угроза, связанная с усилением миссии ОБСЕ. Как отметил Давидюк, хотя миссия и международная, в ее состав Москва может "втиснуть" много военных, лояльных к России. К примеру, сербов или армян.
Также не понятно, как должна выглядеть "дорожная карта". Минские соглашения постоянно дают сбой, контактная группа безуспешно договаривается об установлении "режима тишины", но пророссийские боевики постоянно нарушают. Так называемое разведение войск в трех точках по линии соприкосновения пока что выполняется только украинской стороной. В Станице Луганской российские войска вместо отвода усиливают и укрепляют блокпосты. Поэтому, если "дорожная карта" будет такой же, как и предыдущие договоренности, которые регулярно срывают Москва и пророссийские боевики, то решения конфликта не будет еще долго.
Есть ощущение, что решение конфликта "положили в холодильник". У Европы нет инструментов для усиления давления на Путина. На новый виток ужесточения санкций против России они не пойдут, но и снимать санкции не спешат,
– говорит директор Центра исследования гражданского общества Виталий Кулик.
По его словам, стороны идут на зиму, и этим фактически замораживают конфликт. При этом будут продолжаться вялые переговоры.
Мы получим "мерцающий" конфликт, который то будет загораться, то затухать. Нет уверенности, что будет выполнен график отвода войск, о котором договорились в Минске. Но возвращаться к решению все равно придется,
– убежден Кулик.
По мнению Николая Давидюка, Путин использует внутриполитическую ситуацию в Германии и Франции, чтобы манипулировать Меркель и Олландом. При этом, подчеркивает эксперт, хотя он пошел на уступки, согласившись на усиленную вооруженную миссию ОБСЕ, но все равно хочет создать видимость, что все идет по его правилам. Российский президент, по его словам, делает это для того, чтобы обменять Донбасс на изъятие Крыма из состава Украины. Чего тоже нельзя допустить ни в коем случае.
Меркель и Путин, похоже, довольны встречей
Такая позиция европейских лидеров, которых сейчас больше волнуют собственные выборы, чем вопрос Украины, не сильно способствует урегулированию конфликта на Донбассе. Так, альтернативы Минскому процессу и Нормандскому формату пока нет. Но, как показывает практика, надеяться на их эффективность не стоит.
Ключевой вопрос сегодня, по словам Магды, следующее: останется ли действенным "Нормандский формат", если политические лидеры, которые в него входят, встречаются раз в год, при этом не достигая реальных результатов?
Ответ на этот вопрос мы получим, очевидно, после президентских выборов в США, которые непосредственно не принимают участия в переговорном процессе по Донбассу, но пристально следят за тем, что происходит там. Итоги президентской гонки в США могут стать катализатором изменений на востоке Украины,
– считает эксперт.
Однако, отмечает Магда, надо понимать, что эти изменения не будут происходить стремительно – слишком длительный и мучительный конфликт на Донбассе исключает его быстрое решение. Поэтому поиски приемлемого формата урегулирования продолжатся, отказываться от "Нормандии" его участники не готовы.
С ним соглашается Николай Давидюк, который считает, что и "минский процесс" также нужен как тактическая площадка. Но вместо "Нормандского формата" нужно создавать антипутинскую коалицию, в которую бы вошли все страны Скандинавии, Балтии, Польша, другие страны Восточной Европы, которые зависимы от российского газа и которым Москва хочет манипулировать. Украине, в свою очередь, надо выступать с инициативами создания других форматов.
Смысл в изменении переговорного формата есть. Пока Украине удается держать оборону и не идти ни на какие уступки Кремлю. Также безусловным позитивом является сохранение санкций против России. Путин тянет время, понимая, что Меркель и Олланд сейчас готовы давить на Украину, чтобы получить накануне выборов в Германии и Франции победу на внешнеполитической арене. Главное сейчас для Киева – не соглашаться на условия, которые пытается протолкнуть Путин. Украина должна использовать все возможные площадки для переговоров, но настаивать на своем: сначала безопасность, восстановление контроля на границе, а потом выборы – только по украинским законам и с участием всех украинских партий. И никакого особого статуса для оккупированных территорий.
Читайте также: Срыв перемирия: кто виноват, и когда ждать мира на Донбассе