Три европейских мечты украинского ГАИ
Украинская Госавтоинспекция стремится создать комфортные условия для украинцев на дорогах и улучшить качество своей работы. Именно поэтому ГАИ вводит новые формы расчетов, создает номерные знаки с европейским дизайном и популяризирует европротоколы.
Об этих и других планах поделился с журналистами главный гаишник страны, глава департамента ГАИ МВД Украины Владимир Сиренко.
Номера с “европейской” полоской
В марте Украина выпустит новые номерные знаки для автомобилей. Внешний вид останется стандартным, только в левой части появится голубая "европейская" полоска вместо желто-голубой. Как объяснил главный гаишник, эти номера не будут "европейского образца", как накануне писали некоторые СМИ. Номера просто по дизайну станут более похожими на европейские.
Номерные знаки, независимо сколько они находятся на автомобиле — год, пять, десять, — они будут действительны все время. Это не принудительная замена знаков. Кто захочет — может заменить. Кто не хочет, будет ездить на старых, и они будут действительными,
— сообщил Сиренко.
По его словам, новые номерные знаки вводятся, потому что недавно ГАИ стало распространителем государственных номеров, получило на них патент и исключило все "негативные элементы" из схемы их изготовления.
Для сравнения, цена номерного знака с января 2008 года по апрель 2009 года составляла 225 грн, с апреля 2009 по декабрь 2014 года — 135 грн. Однако осенью 2014 года производители начали жаловаться, что стоимость металлических пластин, которые закупаются в Польше, возросла из-за валютных колебаний, и нужно повысить цены до 189 грн 90 коп. В результате стоимость номерных знаков с Нового года стала 147 грн 96 коп.
Стоимость номеров, которые будут выдавать с весны, вернется к 135 гривнам и будет постоянной. Точную дату введения новых знаков в ГАИ не называют: "Пока не выдадим старые". Но отмечают, что это точно будет в марте.
В будущем планируется установить в центрах оказания услуг (МРЭО), комплексы по изготовлению номерных знаков. И украинцы смогут самостоятельно выбирать номера.
Выпуск новых номерных знаков заключался в вопросе цены, а не политики,
— подчеркнул Сиренко.
Он отметил, когда Украина станет ассоциированным членом ЕС, то и нынешние номера, и новые, которые введут с марта, будут действительны как в Европе, так и в мире.
Однако под конец разговора чиновник признался, что ГАИ все же запатентовала номера с «европейскими звездочками». Однако эта идея — на далекое будущее, и об их изготовлении в ближайшее время речь не идет.
Электронный друг гаишника
Еще одним ноу-хау в украинской госавтоинспекции станет электронный терминал, с помощью которого нарушители смогут оплачивать свой штраф. Перед Новым годом на каждый регион выделили аж по два терминала, и для местных гаишников провели тренинг, как ими пользоваться. Днепропетровским и киевским инспекторам повезло чуть больше — в декабре им выдали 12 и 15 терминалов соответственно.
Однако в конце января в начале февраля ГАИ планирует обеспечить электронными терминалами дорожных инспекторов во всех областях Украины. Правда, какое именно количество планируют выдать, сколько на это потратят средств и какой процент комиссии будет "съедать" гаишный терминал, не сообщили.
Это не является принудительной уплатой штрафа. Все участники дорожного движения имеют право принимать решение — платить штрафы на месте или через банковские учреждения. Терминалы предназначены для уплаты штрафа и ничего другого,
— сообщил Сиренко.
В ГАИ отмечают, что водители благосклонно относятся к этому нововведению. Такими услугами воспользовались около 3 тыс водителей по всей Украине.
Сиренко отметил, что перед инспекторами не установили норму по количеству уплаченных через терминал штрафов: "В стране идет борьба с коррупцией". И отметил, что новые обязанности инспектора выполняют бесплатно.
В будущем ГАИ планирует создать электронную плату за штрафы, а также электронную плату за регистрацию транспортных средств.
Европротоколы для народа
В Украине практика европротоколов почти не работает. Однако ГАИ планирует повысить их популярность среди участников дорожно-транспортных происшествий.
По данным Госавтоинспекции, водители могут самостоятельно оформлять 60% аварий без вмешательства ГАИ через европротоколы. И уже после этого обращаться в страховые фирмы за возмещением. Нужны только условия — убытки составляют менее 25 тыс грн и нет пострадавших. Однако этой возможностью пользуется менее 7%.
Для того, чтобы не было заторов в городе, чтобы мы все могли двигаться быстрее по дорогам, два водителя могут спокойно оформить такой протокол. Это будет позитивный шаг для нашей страны,
— призвал украинцев главный гаишник страны.
А вот вызвать ли страхового комиссара на место аварии во время оформления европротокола, участники должны решать уже сами. По мнению Сиренко, стоимость повреждения часто можно "оценить на глаз". Если же стоимость повреждений будет на грани 25 тыс грн, то лучше вызвать для составления протокола работников ГАИ.
Чиновник отметил, что страховые компании относятся к популяризации европротоколов в Украине с интересом.
Это их работа, это их деньги. И более того, я дал поручение учебным заведениям, которые проводят обучение водителей, ввести курс обучения — час, два, три, сколько необходимо — оформлению материалов европротокола,
— сообщил Сиренко.
Более того, задачу популяризировать европротоклы в регионах получили представители Госавтоинспекции во всех областях.
Подготовила Елена Капустян