В Украине заработала Экосистема для наверстывания образовательных потерь
Сейчас около 2 миллионов украинских детей не имеют полноценного доступа к офлайн-образованию. В частности дистанционная форма вызывает образовательные потери.
Это демонстрирует исследование PISA-2022, которое, по сути, дает срез уровня знаний учащихся во время дистанционного обучения, отмечает 24 Канал. Согласно этим результатам, образовательные потери у украинских детей достигают 1,5 – 2 года.
Читайте также Украинские школьники могут не платить за проезд: что для этого нужно
"Из-за пандемии COVID-19 и полномасштабной войны, которую развязала Россия в Украине, многие ученики имеют пробелы в обучении. В прошлом учебном году учителя помогали ученикам наверстать эти потери и будут продолжать это делать со 2 сентября. И наша задача, как министерства, – поддержать их в этом. Помощью для нас также являются общественные проекты, МОН заинтересовано поддерживать и развивать такие инициативы", – отметил заместитель Министра образования и науки Андрей Сташкив.
С этой целью в Украине заработала Экосистема для наверстывания образовательных потерь, которая позволяет украинским школьникам массово применять искусственный интеллект, интерактивные кейсовые уроки и "Убер-Школу" для преодоления пробелов в знаниях. Впервые Экосистема внедрена в Цифровых образовательных центрах, созданных Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) и Ассоциацией инновационного и цифрового образования в Одесской, Николаевской и Херсонской областях.
Наша команда разработала Экосистему восполнения образовательных потерь, которая позволит украинским школам широко применять инновационный формат "перевернутого класса", используя такие инструменты как: искусственный интеллект, интерактивные кейсовые уроки и Убер-Школа, что в корне меняет процесс обучения. Сейчас мы используем эту систему именно для наверстывания образовательных потерь, поскольку это является актуальной проблемой как для системы образования, так и для учеников, которые вынужденно пропустили много учебного материала,
– рассказывает Исполнительный директор Ассоциации инновационного и цифрового образования Мария Богуслав.
Суть "перевернутого класса" заключается в том, что ученики самостоятельно обрабатывают материал, а учителя помогают им, выполняя роль ментора, а не транслятора знаний. Этот принцип обучения сейчас широко применяется в США и странах ЕС.
Экосистема по восполнению образовательных потерь позволяет ученикам проходить тестирование на основе Искусственного Интеллекта, который определяет уровень знаний выбранного предмета, после чего зеленым, желтым и красным цветами показывает, какие темы усвоены хорошо, а каким нужно уделить внимание. После этого ученик/ученица самостоятельно изучает эти темы с помощью интерактивных кейсовых уроков на этом же портале.
Для удобства даже создали видеоинструкцию пользования Экосистемой наверстывания образовательных потерь.
С начала запуска технологии "перевернутого класса" ученики для самостоятельной работы использовали видеолекции, но многие исследования, в частности то, которое было проведено американской компанией Wistia, что специализируется на предоставлении услуг видеохостинга для бизнеса, показывают: после пятой минуты просмотра любого учебного видео, ученики теряют концентрацию на 60%, то есть с шестой минуты они уже не могут полноценно усваивать учебный материал.
Поэтому в Экосистеме восполнения образовательных потерь используются интерактивные кейсовые уроки, которые гораздо эффективнее видеолекции, ведь имеют определенный сюжет и персонажей, а еще тестовые вопросы, которые встроены в урок. Это позволяет ученикам постоянно взаимодействовать с контентом. В процессе обучения в таком формате ученики при необходимости могут задавать вопросы учителю, который сопровождает их обучение.
Экосистема пока применяется в 16 Цифровых образовательных центрах (Digital Learning Centres / DLC), которые работают в Херсонской, Николаевской и Одесской областях, и реализуются в рамках совместного проекта Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) и Ассоциации инновационного и цифрового образования при поддержке Глобального партнерства ради образования (GPE) и Министерства образования и науки Украины.
В течение урока один учитель может одновременно и эффективно взаимодействовать с учениками разных классов, которые 80-90% материала осваивают самостоятельно и спрашивают о помощи учителя тогда, когда имеют конкретный вопрос, на который учитель отвечает индивидуально в процессе занятия. Также благодаря тестированию на основе искусственного интеллекта, который встроен в Экосистему, учеников можно объединить по уровню знаний, что еще больше повышает эффективность обучения,
– отмечает Анатолий Игнатович, координатор образовательных проектов ЮНИСЕФ.
Организаторы планируют внедрить инициативу во многих других образовательных учреждениях Украины / Фото, предоставлены Ассоциацией инновационного и цифрового образования и ЮНИСЕФ
Впоследствии такая система может заработать во многих школах Украины, особенно в тех общинах, где обучение оффлайн пока невозможно из-за условий безопасности.
Например, если в населенном пункте нет возможности обеспечить очные занятия, то Экосистема восполнения образовательных потерь предоставляет возможность ученикам оперативно задать вопрос учителю онлайн. Для этого в Экосистеме предусмотрен модуль, который называется "Убер-Школа" – благодаря этому приложению на портале можно мгновенно запросить помощь учителя дистанционно, без использования сторонних сервисов.
Именно такой алгоритм: тестирование на основе ИИ + самостоятельное обучение с помощью интерактивных кейсовых уроков + общение вживую или онлайн с учителем при необходимости ученика, мы сейчас начали успешно внедрять во время наверстывания образовательных потерь для учеников 9-11 классов по пяти основным предметам: алгебра, геометрия, история Украины, английский и украинский языки,
– говорит Мария Богуслав.
Первые месяцы использования Экосистемы показали, что подросткам нравится самостоятельно проходить тестирование и исследовать определенные темы, привлекая учителя только по собственному решению, когда они испытывают трудности, которые не могут решить самостоятельно.
"Мне нравится такой формат, ведь я самостоятельно управляю процессом своего обучения: прохожу тестирование и понимаю, что мне нужно наверстать. Затем в удобном для меня темпе прохожу интерактивные кейсовые уроки, которые намного интереснее, чем обычные упражнения в школе, а возможность спросить консультацию позволяет мне воспринимать учителя как помощника", – рассказывает Полина, ученица 10 класса и посетительница Миролюбовского Цифрового образовательного центра, что в Херсонской области.
Экосистема по восполнению образовательных потерь бесплатная и уже доступна всем украинским ученикам 9-11 классов, которые проживают на территории Украины или находятся за рубежом.