Напомним, во вторник, 20 февраля, издание Reuters сообщило, что Европейский Союз закрывает проект модернизации 6 пограничных контрольно-пропускных пунктов на границе с Украиной, который был основан в 2014 году. К концу 2017 года ни один из 6 проектов КПП не был завершен, хотя ЕС предоставлял финансирование на сумму 29,2 миллиона евро.

В Государственной фискальной службе пока не подтвердили этот факт.

"Стоит отметить, что в ноябре — декабре прошлого года ГФС был направлен финальный отчет о состоянии реализации проектов в Общий технический секретариат ЕС. На сегодня ожидается обратная информация. Учитывая это, говорить о прекращении проектов и необходимости возврата средств преждевременно и некорректно", — заявили в ГФС.

Читайте также: Коррупция в Украине подрывает армию, — The New York Times

Стоит отметить, что по данным ГФС, они участвуют в нескольких крупномасштабных инфраструктурных проектах, определенных Программой приграничного сотрудничества Европейского инструмента соседства и партнерства "Польша-Беларусь-Украина 2007-2013". Общая сумма финансирования 20 млн. евро. Украина принимает участие в проекте на правах софинансирования (10-20%).

Одним из них является "Реконструкция международного автомобильного пункта пропуска (МАПП) "Устилуг", стоимость которого 5,48 миллиона евро. Однако в начале выполнения работ по реконструкции пункта пропуска "Устилуг" на территории был обнаружен объект исторической ценности. Учитывая это, в марте 2014 года договор подряда был расторгнут, поэтому расходы на проведение земельных работ на объекте реконструкции пункта пропуска "Устилуг" не осуществлялись. Общая сумма затраченных средств в рамках проекта составляет 48 580 евро, остаток средств на сегодня находится на счетах ГФС.

Другим крупным проектом является создание функционального модуля "Фильтр пункта пропуска" в международном автомобильном пункте пропуска "Рава-Русская", предоставление оборудования и средств пунктам пропуска "Краковец", "Шегини" и "Ягодин". Стоимость проекта — 2,2 миллиона евро. Строительные работы в п.п. "Рава-Русская" выполнены более чем 95%. В 2015 году по проекту приобретено 6 автопогрузчиков грузоподъемностью до 2 т, два из которых получила Волынская таможня (пункт пропуска "Ягодин") и 4 — Львовская (пункт пропуска "Краковец" — 2 ед., "Рава-Русская" — 1 ед. и "Шегини" — 1 ед.). Сейчас по этому проекту использовано 178 480 евро, остаток средств находится на счетах ГФС.

Читайте также: Как провластные силы в очередной раз пытаются провести "реформы" в ГФС

Также Государственная фискальная служба участвует в программе "Румыния — Украина — Республика Молдова 2007-2013", которая предусматривает развитие инфраструктуры границы между Украиной и Румынией, в частности, реконструкцию пунктов пропуска "Красноильск" и "Дякивцы". По этому проекту использовано 11 670 евро (5 609 евро — грантовые) из общей стоимости 3,58 миллиона евро. Договоры на выполнение работ I очереди реконструкции пунктов пропуска были подписаны в июле 2015 года. В настоящее время, по информации подрядчика, выполнено 75% строительно-монтажных работ, оборудование установлено частично (шлагбаумы, трансформатор). Поскольку акты выполненных работ не предоставлялись, то сейчас эти строительные работы не оплачены.

Два проекта по реконструкции пунктов пропуска определены и программой "Венгрия — Словакия — Румыния — Украина 2007-2013". Так, первый из них предполагает модернизацию и реконструкцию пунктов пропуска на словацко-украинской границе, на который выделено 4,07 миллиона евро. На сегодня из выделенных средств использовано 153 380 евро.

Второй проект — "Эффективная и безопасная граница между Венгрией и Украиной", которым запланирована реконструкция международного пункта пропуска для автомобильного сообщения "Лужники" и создание павильона оформления каноистов, путешествующих по реке Тиса, в п.п. "Вилок". Стоимость этого проекта — 7,59 миллиона евро. В рамках реализации проекта осуществлены меры по корректировке проектно-сметной документации, с учетом новых стандартов ценообразования в строительстве и модернизации оборудования, и прохождение ее экспертизы. На сегодня проведены подготовительные работы на пункте пропуска.

Читайте также: В Transparency International назвали самый коррумпированный государственный орган в Украине

Сейчас рассматриваются вопросы дальнейшего финансирования реконструкции и строительства пунктов пропуска за счет грантовых средств или за счет сметы ГФС на 2018 год, убеждают фискалы.

Стоит добавить, ZAXID.NET писал о том, что Государственная фискальная служба потеряла гранты от ЕС, которые должны были пойти на реконструкцию пунктов пропуска, еще в августе 2017 года. Как тогда рассказал старший эксперт представительства Программы приграничного сотрудничества Европейского инструмента соседства и партнерства "Польша — Беларусь — Украина" во Львове Василий Химьяк, часть работ на проектах были сделаны. Но по правилам программы, если эти работы не были выполнены вовремя и в запланированном объеме, то все полученные средства следует вернуть Европейской комиссии. Все мероприятия по проектам должны были быть завершены до 31 декабря 2015 года. Конечная же дата финансирования по контрактам, "ex-post"-оценка программы, представление окончательного отчета Европейской Комиссии, а также последний платеж от Европейской Комиссии должен был наступить не позднее 31 декабря 2016 года.

Тогда же было опубликовано письмо от руководителя Программы трансграничного сотрудничества "Польша — Беларусь — Украина" Павла Словиковского (Paweł Słowikowski) на имя и.о. председателя ГФС Украины Мирослава Продана с уведомлением о приостановлении сотрудничества. В письме Словиковский объясняет причины — отсутствие прогресса в реализации двух проектов, а также нарушения, выявленные в ходе аудита еще одного проекта. В письме требовался от ГФС отчет за потраченные средства до 31 августа 2017 года.

Читайте также: Как украинская таможня зашла в большой тупик

Впоследствии в ГФС ответили, что они получили лишь часть транша — 2,94 миллиона евро грантовых средств. 843 тысячи евро из них успели потратить.