В сессионном зале парламентарии появятся к 17 января. Под занавес года, как водится, принято анализировать, что сделано, а что так и осталось пунктиком в плане нереализованных замыслов. Итак, вспомним, каким в уходящем году был КПД наших законодателей и чем в 2016-м отличилась Верховная Рада?

В начале немного показательной статистики. Несмотря на то, что нардепам удалось принять ряд важных законов (о них чуть позже), в отчете гражданской сети "ОПОРА" отмечается, что коэффициент производительности работы ВРУ (речь идет о соотношении количества зарегистрированных законопроектов к количеству принятых) составляет всего 11%. Эксперты отдельно акцентируют внимание на огромном влиянии, которое имеет президент Петр Порошенко на деятельность депутатского корпуса. К примеру, 81% законопроектов, инициированных гарантом Конституции, стали законами. Что же касается проектов законов, авторами которых являются нардепы, то только 7% из них вступили в законную силу. Оставляет желать лучшего и уровень доверия граждан к единому законодательному органу государства. Если в прошлом году парламенту доверяли (данные Центра Разумкова) 15% наших соотечественников, то в текущем – 13,1%.

Е-ДЕКЛАРИРОВАНИЕ – ЕСТЬ!


Е-декларации всколыхнули Украину / Фото Цензор

Одним из ключевых достижений парламентариев, вне всякого сомнения, является утверждение законодательного пакета об открытости деклараций чиновников. Безусловно "заводы-пароходы", владельцами которых являются слуги народа, этот самый народ шокировали, но рядовые украинцы по крайней мере узнали, кто есть кто в здании под стеклянным куполом на Грушевского, в правительстве и других госучреждениях. Продолжением этой декларативной волны должно стать исследование этих деклараций специальными антикоррупционными структурами и выявление хронических взяточников, которые, проработав всю жизнь на государственных должностях, каким-то чудом умудрились заработать многомиллионное состояние, многочисленные квартиры и машины. Но это – вопрос времени и политической воли.

Стоит заметить, что закон о так называемом е-декларировании принимался со страшным скрипом. Депутаты неоднократно пытались если не сорвать голосование за этот документ, то хотя бы внести правки, которые полностью нивелировали бы нормы законопроекта. Однако под неустанным прессингом со стороны журналистов парламентариям все-таки пришлось принять законопроект.

"СЛЕПОЙ" БЮДЖЕТ


Бюджет-2017 / Фото из открытых источников

Осенью депутаты приняли около 20-ти законопроектов, на принятии которых настаивал Международный валютный фонд (МВФ) для выделения очередного транша в $17 млрд.

Впрочем ключевым голосованием образца 2016-го является принятие бюджета-2017. В 4:53 утра 21 декабря свое "да" финансовой библии страны сказали 274 парламентария. Не голосовали за бюджет в полном составе "Оппозиционный блок" и "Батькивщина". Представители этих фракций в один голос критикуют смету, заявляя об остаточном принципе финансирования сферы медицины и недостаточном повышении пенсий.

С учетом того факта, что ключевым источником доходов бюджета на следующий год является увеличение акцизных сборов, эксперты прогнозируют инфляцию на уровне 15%, а также рост цен на спиртные, табачные изделия и горючее, поскольку именно на эти виды товаров существенно повысится акциз. Прогнозируемый результат – только номинальное выполнение норм, заложенных в бюджет.

Повысив минимальную зарплату до отметки 3200 грн, чиновники заложили в бюджет минимальный прожиточный уровень в размере 1600 грн. Не нужно быть большим специалистом, чтобы понимать, что прожить на такую сумму априори невозможно. Тем не менее, себя любимых высшие должностные лица традиционно не обделили. Так в 2017-м содержание Кабмина обойдется в 746,7 млн грн. Для сравнения: в текущем году сумма на аналогичные расходы правительства составляла 322,4 млн грн. На 63% (а конкретно – почти на 300 млн) возрастут расходы на содержание президентской администрации и на 20% (в общем – 185 млн грн) – депутатского корпуса ВРУ.

Следует заметить, что на момент голосования за главный финансовый документ страны подавляющее большинство парламентариев и в глаза не видели окончательного его проекта, голосуя вслепую. Важность принятия бюджета до календарного старта нового года подчеркивало присутствие в парламенте первых лиц – президента и премьера. Компанию им также почему-то решил составить и бывший глава Кабмина Арсений Яценюк.

ЗАКОНОПРОЕКТЫ "ПІД ШУМОК"

Спеша на новогодние и рождественские каникулы, парламентарии в бюджетную ночь приняли еще ряд важных законопроектов. Так, нардепы приняли закон о Высшем совете правосудия (ВСП), который фактически заменит собой Высший совет юстиции (ВСЮ). Новосозданная структура будет, например, вносить представления о назначении судей на должности, принимать решения об их увольнении, задержании и т.д.

Путем внесения поправок в Конституцию парламентарии лишили прокуратуру функции общего надзора, оставив за ней лишь право поддержания государственного обвинения в судах. Заметим, что для того, чтобы внести поправки в Основной закон, необходимо по меньшей мере 300 голосов, поэтому можно констатировать, что данное голосование консолидировало Раду.

Также в Украине вскоре будет создано экспортно-кредитное агентство, в рамках работы которого планируется разработать спецмеханизмы обеспечения государственной поддержки экспортеров, страхования рисков проведения операций, удешевления экспортных кредитов за счет ресурсов госбанков. Это позволит в ближайшие годы увеличить объемы отечественного экспорта. По крайней мере так считают авторы законопроекта.

Кроме того, слуги народа сказали "да" запуску единого реестра НДС. Так, со вступлением закона в силу заявления на бюджетное возмещение налога будут вестись публично, что позволит возмещать НДС автоматически. Ну, и наконец, нардепы поддержали проект закона об отмене двухпроцентного пенсионного сбора при покупке валюты. Ожидается, что благодаря этому закону валютные "качели", за непрерывными колебаниями которых длительное время наблюдали украинцы, приостановят свое движение.

НЕ ТО И НЕ ТАК


Юрий Луценко

Но несмотря на то, что депутатам удалось принять (когда по собственной инициативе, когда – из-за давления украинцев и европейских партнеров) немало важных законов, ко многим серьезным документам у наших законодателей так и не дошли руки. В этом контексте стоит упомянуть вопрос переформатирования Центризбиркома, полномочия 12-ти из 15-ти членов которого закончились еще в 2014 году. Завис в воздухе и вопрос изменения избирательного законодательства, хотя представители разных фракций обещали ввести пропорциональную систему с открытыми списками без мажоритарки. Также положен под сукно вопрос снятия депутатской неприкосновенности, пенсионной реформы. Отложили в долгий ящик парламентарии и законодательное урегулирование рынка земли – принято решение о продлении моратория на продажу, что фактически означает "замораживание" проблемы.

Наряду с нужными стране законами, а также (сознательным или нет – вопрос риторический) непринятием таких, депутаты приняли ряд сомнительных документов. Здесь в качестве примера можно привести принятие законопроекта о том, что генеральный прокурор не обязательно должен иметь высшее юридическое образование. Это решение вызвало шквал критики. Оппоненты действующей власти не безосновательно утверждали, что это решение принималось специально "под" президентского кума Юрия Луценко, который сейчас и возглавляет ГПУ.

"ПАЦИЕНТ ЖИВ ИЛИ МЕРТВ?"


Арсений Яценюк и Арсен Аваков

2016-й стал годом громких отставок. Фактически властные ряды покинули все реформаторы неукраинского происхождения: министр экономики Айварас Абромавичус, губернатор Одесской области Михеил Саакашвили, глава Нацполиции Хатия Деканоидзе, другие чиновники несколько меньшего "калибра" и политического веса. Все они прямо или завуалировано заявили о коррупции в окружении президента, "крестным отцом" которой является нардеп от БПП Игорь Кононенко. А вот министр внутренних дел Арсен Аваков, о целесообразности отставки которого говорят как вслух (оппоненты, журналисты и эксперты), так и шепотом (соратники) покидать свой кабинет не собирается. И стоит заметить, что главный милиционер страны сейчас является главным козырем Яценюка, которому с рейтингами его "Народного Фронта" досрочные выборы в ВР нужны как мертвому припарка. А именно Аваков является ключевой персоной в Кабмине, на неприкосновенности которой истерически (именно так говорят наши источники) настаивал Арсений Петрович перед тем, как объявить о своей отставке. Иначе говоря – "уйдут" главу МВД, посыплется вдребезги коалиция, которая и без того дышит на ладан.

Более того: сегодня, под занавес 2016-го, целесообразно ставить вопрос ребром – а есть ли в Украине де-юре правящее большинство в Верховной Раде? Однозначно – нет. В противном случае, больше чем за полгода "фронтовой" спикер Парубий продемонстрировал бы журналистам новое соглашение большинства ВР, после выхода из ее рядов "Самопомочи", "Батькивщины" и Радикальной партии Олега Ляшко.

Конечно, чтобы не идти на досрочные выборы власть будет и дальше делать вид, что коалиция живет и процветает. Но и слепому очевидно, что без привлечения голосов сомнительных, с точки зрения персоналий, групп "Воля народа", "Возрождение" и фракции "Оппозиционного блока", коалиция – это фантом. Или, если угодно, организм, находящийся на искусственном дыхании. И не стоит ходить к гадалке, чтобы понимать: сегодня – завтра кто-то все же вытащит шнур из розетки. В лучшем случае. Но об этом – после праздников.

Читайте также: За кого украинцы будут голосовать на выборах в Раду (Инфографика)