Владимир Фесенко: "УДАР" своим списком разрушает свой имидж оппозиционной силы
До выборов в парламент еще больше месяца, впрочем, каждая политическая партия уже давно определила для себя свой избирательный электорат. Именно об электорате "партий сильных" рассказал полоитолог Владимир Фесенко.
- Как каждая из "партий сильных" себя позиционирует?
"Партия Регионов"
- В Партии регионов есть неформальное позиционирование, которое подчеркивается некоторыми законодательными или политическими действиями, в частности, "языковой закон". ПР фактически с президентских выборов является партией русскоязычных. Это - основная тяжесть их электората. Их главные тезисы, вроде "от стабильности к благосостоянию", отражают настроения их потенциальных избирателей и их психологию.
"Батькивщина" (оппозиционные силы)
- Относительно оппозиции здесь все понятно: они подчеркивают свой статус главной оппозиционной силы и альтернативы нынешней власти. Именно на это направлены их заявления и политические действия, например, сбор подписей против президента.
"УДАР" и "Украина Вперед"
- Они действуют в нише новых политических сил. Через личности лидеров и через список эти партии хотят привлечь к себе внимание. В этом они похожи. Впрочем, дальше начинаются расхождения. Партия "УДАР" своим избирательным списком разрушает свой имидж оппозиционной силы. Многими своими заявлениями и рекламой ударовцы позиционируют себя как новую силу, однако некоторые люди из того же списка далеко не новые. Наличие в партии нашеукраинцев разрушает политический нейтралитет, который был у Кличко и его партии. Сторонников "УДАРа" может напугать присутствие бывших партийников "Нашей Украины", а также национал-демократическая риторика, которая идет сейчас в рядах ударовцев. То есть, образ новой политической силы серьезно разрушается. С Королевской ситуация иная: она подчеркивает не только новизну своей партии, но и демонстрирует ее как внеидеологический политический проект. "Украина вперед" позиционирует себя как неидеологическая новая политическая сила.
"Свобода" и "КП"
- Это - чисто идеологические проекты. "КП" - это только антиолигархическая политсила, играющий на ностальгии по советским временам. "Свобода" позиционирует себя как партия украинского национализма. Она свою нишу монополизировала и отождествляет радикализм с проукраинскостью.
- Какая аудитория будет голосовать за каждую из "партий сильных"?
За коммунистов будут голосовать люди, которые скучают по советским временам, то есть представители старших возрастных групп. Их электоральная база - восточные и южные регионы и русскоязычный электорат пожилого возраста.
У "Свободы" все наоборот: основная целевая аудитория - жители Галичины и просто украиноязычные граждане, так сказать сознательные украинские. В возрастных категориях здесь расхождений нет.
"УДАР" больше ориентирован на молодую аудиторию и людей среднего возраста. В частности, больше всего сторонников удара среди мужчин. Это связано с личностью лидера. Интересно, что в "УДАРа" были сторонники по всей Украине, а электорат партии разнообразный. Сейчас же Кличко движется на Запад, поэтому рискует потерять свою аудиторию из восточных и южных областей.
У Королевской больше всего сторонников в Центре и на Юге. Отчасти это связано с ее прошлой бизнесовой деятельностью. А еще одна частичная аудитория Натальи Королевской - бывшие сторонники БЮТ, которые видят в ней "новую Юлю". В общем, за партию "Украина вперед" будут голосовать люди без четких политических предпочтений, преимущественно жители городов.
Оппозиция расчитывает на очень протестный электорат. Хотя, если быть объективным, больше оппозицию будут поддерживать Западные регионы.
Главная же целевая аудитория Партии регионов - это русскоязычные граждане, жители Востока и Юга. Впрочем, "регионалы" будут соревноваться и за электорат Центральной Украины. Однако, здесь ставка будет делаться на мажоритарщиков.
Беседовал Тарас Середыч