Возвращение Донбасса: почему России выгодны законы Порошенко
Верховная Рада смогла принять в первом чтении скандальный законопроект об обеспечении государственного суверенитета Украины на оккупированной части Донбасса. Следующая стадия рассмотрения документа будет не менее громкой, чем первая.
Принятие законопроекта о реинтеграции Донбасса за основу сопровождалось беспорядками и поджогом дымовой шашки в сессионном зале парламента. Противостояние народных депутатов можно объяснить важностью этого законопроекта для будущего государства: как Украина понимает для себя российскую агрессию и видит возвращение захваченных территорий.
Читайте также: План реинтеграции Донбасса от Порошенко: в Украине больше не АТО
Необходимость
Ранее мы писали, что рабочая группа в Администрации Президента согласовывает этот законопроект. В СМИ даже попал предварительный вариант тезисов, которые должны войти в закон. Приближение летних парламентских каникул затормозило утверждение окончательной версии закона.
Секретарь СНБО Александр Турчинов летом заявил, что пришло время завершать АТО, предоставить Вооруженным силам законные права находиться на линии разграничения и разработать технологию возвращения временно оккупированных территорий.
Все депутатские фракции с этим согласились. Действительно, это надо было делать даже раньше. Однако, лучше поздно, чем никогда.
Читайте также: Законопроект о реинтеграции оккупированных территорий дополнят новыми правками
Когда документ был подан в Верховную Раду в октябре, команда президента без обсуждения решила внести в законопроект минские соглашения как единственный путь для мирного урегулирования и тезис, что президент может применять Вооруженные силы в мирное время.
Представленные законы
Уже осенью стало известно, что у президента решили подать два закона по Донбассу. Оба законопроекта разрабатывали тайно в Администрации Президента. Норму о минских соглашениях предложили европейские коллеги.
Первый законопроект 7163 называет часть Луганской и Донецкой областей оккупированными, а Российскую Федерацию — оккупантом, создает новую силовую единицу — Объединенный оперативный штаб ВСУ. Ему подчиняются все силовые структуры включая Нацгвардию и полицию, руководить им будет лично президент.
Читайте также: Закон о реинтеграции Донбасса: ТОП-8 ответов на главные вопросы
Второй законопроект 7164, который уже приняли, продлевает действие законопроекта 2014 об "особом статусе Донбасса", которым предлагается декриминализировать участие в незаконных военных формированиях, создать народную милицию и провести выборы. Весь этот план будет реализован, если российские войска и другие воинские формирования покинут территорию Украины.
Критика
Власть аргументирует принятия законов в таком виде, потому что это якобы нужно для приближения к введению миротворческой миссии на Донбасс, а упоминание Минских соглашений надо для продолжения санкций против России. Однако такие аргументы кажутся смешными военному эксперту Дмитрию Снегиреву, ибо санкции введены за аннексию Крыма до момента его возвращения Украине.
По его мнению, положения законопроекта 7163 даже с внесенными изменениями и уборкой Минских соглашений, по настоянию "Народного фронта", не соответствуют Конституции Украины.
Читайте также: Украинцы не получат ничего, – Сыроид о законопроекте Порошенко по Донбассу
В частности, Президент Украины по факту получает единоличное руководство Объединенным штабом и может использовать Вооруженные силы в мирное время. Впрочем, в документе не упоминается, что именно президент будет руководить этим штабом. Это означает, что он не несет персональной ответственности.
Документ также не говорит, когда началась оккупация. По словам Снегирева, это означает, что дата окончательного принятия закона станет датой оккупации.
Начало оккупации следует определить с февраля 2014-го года, когда произошла аннексия Крыма. Именно тогда началось разрушение инфраструктуры Донбасса, а Украина не предъявила претензии России.
Соответственно, если Волкеру и Суркову удастся договориться относительно завершения конфликта на Донбассе, Россия выйдет сухой из воды. Потому что в Украине нет претензий к агрессору, кроме завершения агрессии.
Читайте также: Ни мира, ни войны: как можно урегулировать конфликт на Донбассе?
Если Украина признает на законодательном уровне факт оккупации Крыма, то Россия как оккупант не сможет принимать участие в формировании миротворческой миссии ООН на Донбассе.
Кроме того, оппозиционные нардепы опасаются, что президент может использовать этот закон для усиления своей власти, а применение Вооруженных сил в мирное время может фактически распространяться на всю страну, не только на Донбасс.
Вместо разработки четкой стратегии возвращения оккупированных территорий, Администрация Президента предложила создать Объединенный штаб всех силовых органов под руководством президента.
Пока в союзной фракции президента — в "Народном фронте" — по-разному оценивают инициативу президента. Один из лидеров партии Александр Турчинов — поддерживает, Арсен Аваков — протестует.
Какие положения войдут в конечную редакцию закона, станет известно на следующей неделе, когда депутаты вернутся в сессионный зал.
Читайте также: Международные партнеры отреагировали на законы о Донбассе