Юрий Кочержинский изготавливает бандуры почти вслепую
Звуки, которые доносятся из самой души. Путешествующие кобзари и лирники - символы украинской культуры из книг и гравюр - ушли в небытие. Впрочем, мудрость, приобретенная поколениями возрождается и сегодня.
Юрий Кочержинский - преподаватель университета в бурные 90-е - открывает для себя старосветские бандуры. Увлечение становится смыслом жизни, удивительные пласты культуры человек теперь открывает для себя и своих учеников.
"Я видел эти концертные бандуры, и я чувствовал, что что-то не то. И я искал настоящих вещей", - вспоминает бандурных дел мастер Юрий Кочержинский.
Информацию об инструменте тщательно ищут в книгах, старых фотографиях, музеях.
Это же не было такое простое дело. Я не мог просто набрать в "Википедии" слово "дума" и найти ее. В Советском Союзе все это было засекречено, спрятано. Вот вам учебник - и читайте там между строк", - рассказывает кобзарь-современник Ждан Безвербный.
"Эти инструменты - это часть нашей культуры, которую пытались в свое время уничтожить и скрыть от нас", - замечает начинающий кобзарь Евгений Макоцёба.
Вместе с единомышленниками сначала работают почти "вслепую". Впрочем, именно в этом, говорит мастер, и есть главное преимущество народного инструмента над заводским. Собственную энергию мастер пропускает сквозь древесину, начинает все тоньше ее чувствовать.
"Когда делаешь - ты тоньше и тоньше чувствуешь дерево. А когда доходишь до тонкого звука - значит, ты уже подготовлен к такой работе", - учит бандурных дел мастер Юрий Кочержинский.
Все новые и новые музыкальные формы находят в, казалось бы, самых неожиданных местах.
"Берем 100 гривен, поднимаем и увеличиваем. По этому рисунку - рисуем шаблон и получается кобза с приструнниками", - говорит бандурных дел мастер Юрий Кочержинский.
Древесину ищут в садовых и лесных хозяйствах, в полях. Впрочем, говорят, живое дерево, как и в древней Украине, никогда не трогают. Экспериментируют с различными его сортами, избегают лишь глухих и беззвучных березы и осокорины.
"Верба мягче, из нее всегда можно получить устойчивый, предсказуемый инструмент. Из клена - вы можете проиграть, но можно получить и уникальное звучание", - замечает Юрий Кочержинский.
Идея возрождения инструментов захватывает все больше молодежи. Сложность и длительность работы - от полугода до года - никого не пугает, говорят - главное, начать. Из-под рук юных ребят появляются уникальные современные, впрочем, переполненные старинным духом инструменты.
"Вопрос не в поколениях. Просто инструмент, который был создан многими поколениями людей на земле, соответственно, и резонирует с внутренним духом людей, которые здесь живут", - говорит начинающий кобзарь Богдан Гдаль.
Возрождение традиций объединяет современную, разорванную неурядицами Украину с ее прообразом и вдохновляет возрождаться украинцев как нацию.